Известный ханбалитский имам Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини не раз давал в своих книгах ответ на вопрос: кто относится к ахлю ас-сунна. Его ответ достоин внимания хотя бы уже потому, что о нем в наше время почти никому не известно, и кто услышит о подобном мнении, тот отнесет сказавшего к современному течению «братьев-мусульман», или, в лучшем случае, заявит об ошибке и забудет.
Но малоизвестность его мнения - это не то, что делает его важным. Важно в нем то, что оно отражает практику поколений из имамов мусульман, которые могли при разногласиях по многим вопросам жить во взаимном уважении, взаимном признании, в сотрудничестве, обращаясь к трудам и знаниям друг друга, и составляя похвальные отзывы друг о друге. - Очень многое из чего практически полностью утеряно во многих современных активных религиозных движениях, превратившихся в фанатичные партии, каждая из которых работает на ограничение собой кругозора своих последователей, заявляет о своей исключительной истинности и о полном заблуждении других.
В мнении, которое он выразил, как понятно, он не одинок. Подобный подход можно увидеть не только в практике, но и в словах других имамов (напр. см.: Заключение имама аз-Захаби. Также: VI. Позиция имама Али аль-Кари в вопросах вероучения). Но его позиция заслуживает большего внимания, ввиду того, что она часто вызывает недопонимание у тех, кто с ней сталкивается. После чего кто-то берет на себя бремя обвинения имама в противоречивости, кто-то выбирает из его слов одни, оставляя другие, а кто-то относит к нему то, чему имам противоречил открытым текстом.
Слова имама ас-Саффарини о том, кто относится к ахлю ас-сунна уаль-джамаа
Пишет имам в книге, которую посвятил объяснению собственной поэмы "ад-Дурра аль-мудыя" по вопросам ханбалитского вероубеждения:
"Ахлю ас-сунна уаль-джамаа (приверженцы сунны и единой общины) - это три группы:
- асариты, их имам - Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах;
- ашариты, их имам - Абу аль-Хасан аль-Ашари, да помилует его Аллах;
- и матуридиты, их имам - Абу Мансур аль-Матуриди.
А групп заблуждения очень много".
См. "Ляуами' аль-анвар" 1/73.
И пишет в этой же книге, когда говорит о праведных халифах: "Их последовательность в превосходстве такая же, как их последовательность в занятии поста халифа. Это мнение подавляющего большинства приверженцев сунны (ахлю ас-сунан) из занятых хадисами, фикхом и калямом, из асаритов, ашаритов, матуридитов и других".
См. "Ляуами' аль-анвар" 2/355.
И еще далее пишет: "... Из даров (караматов), насчет которых мы, о ахлю ас-сунна из саляфов и халяфов, говорим, что они могут быть дарованы и были дарованы".
См. "Ляуами' аль-анвар" 2/393.
Разделение на саляфов и халяфов (предшественников и преемников) - известное у ученых. Разделяли их по методологии их отношения к сообщениям с описанием Аллаха, исходя из того, что в методологии саляфов было принято избегать их истолкования, а в методологии халяфов, то есть ашаритов и матуридитов, допускается их истолкование при наличии оговоренных в их книгах причин.
В другой книге он пишет: "Качества (атрибуты) сущности (Аллаха), в которых есть единогласие у ахлю ас-сунна из асаритов, ашаритов и матуридитов - это..."
См. "Ляуаих аль-анвар" 1/260.
Затем пишет: "Таково мнение подавляющего большинства ахлю ас-сунна уаль-джамаа из занятых хадисами, фикхом и калямом, из асаритов, ашаритов, матуридитов и других".
См. "Ляуаих аль-анвар" 2/15.
Еще далее пишет: "Мазхаб всех приверженцев сунны (ахлю ас-сунна) из саляфов-асаритов и халяфов - ашаритов и матуридитов - заключается в том, что все виды повиновения Аллаху, а также ослушания, неверия, испорченности и каждое дело и слово случается по решению Аллаха и Его предопределению. Всевышний - Творец всего этого, нет иного творца помимо него. Деяния рабов сотворены Всевышним Аллахом - хорошие и плохие из них, прекрасные и скверные. А раб (Аллаха) не принужден к своим деяниям, но он способен на них за счет того, что Всевышний Аллах делает его способным на это.
Это то, в чем единогласны три группы ахлю ас-сунна".
См. "Ляуаих аль-анвар" 2/138-139.
Ашариты и матуридиты - это понятно кто. А асариты - это те, кто не преступает асаров (сообщений) от пророка и сподвижников в том, что касается качеств Аллаха, т.е. не допускает их истолкования, если насчет этого истолкования нет сообщений (хадисов и асаров). Асаритской считается позиция ученых-ханбалитов. К ней же относится относится направление шейх уль-Ислама Такыюддина ибн Таймии, хоть у него и есть разногласия с большинством ханбалитов по некоторым тонким вопросам убеждений.
Источник и дополнения: Ахлю ас-сунна уаль-джамаа у имама ас-Саффарини
Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info
Наши страницы в социальных сетях: