В одной из прошлых статей мы писали о том, что в декабре исполнится ровно 10 лет с момента запуска регулярного движения "Сапсанов". Также говорили о том, что реализация такого амбициозного проекта имела и отрицательные последствия. Одним из таких последствий стало то, что был окончательно заморожен проект скоростного электропоезда отечественного производства "Сокол". Об истории данного проекта мы и поговорим сегодня.
Электропоезд "Сокол" проектировался не как замена эксплуатировавшимся на тот момент на линии Москва - Санкт-Петербург электропоездам ЭР200, "Соколы" должны были работать на высокоскоростной магистрали между двумя столицами. О ВСМ не забывали даже в непростые для нашей страны 90е годы.
На тот момент существовало единое мнение: подвижной состав для работы на высокоскоростной магистрали должен быть отечественного производства! Геннадий Фадеев, ставший впоследствии первым министром путей сообщения РФ, на коллегии по скоростному движению в марте 1991 года говорил о том, что результатом пропагандировавшейся долгое время кооперации с бывшим соцлагерем стало то, что в стране нет производства собственного скоростного локомотива, поскольку их выпускала Чехословакия, нет купированных вагонов, так как их покупали в ГДР, и даже рации были из Болгарии.
«Только предлагаемая приоритетная программа поможет создать собственную техническую базу и со временем избавиться от кабальной зависимости», — отмечал Фадеев.
Шла активная дискуссия о том, какой вид тяги должен использоваться в скоростных поездах: моторвагонный вариант (по аналогии с электропоездом ЭР200) или локомотивный (например, пассажирский поезд с электровозом ЧС200). В итоге выбор был сделан в пользу электропоезда.
В 1993 года началось проектирование отечественного высокоскоростного поезда. Ситуация осложнялась тем, что после распада СССР большинство производителей железнодорожного подвижного состава оказалось за границей. Производственных мощностей российских производителей не хватало для удовлетворения потребностей железнодорожников. Поэтому было предложено решить поставленную задачу за счет предприятий оборонно-промышленного комплекса. Всего в создании электропоезда участвовало более 60 предприятий, среди которых:
- Судостроительная фирма "Алмаз" - производство кузовов вагонов;
- ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова - исследование прочности вагонов;
- ОАО «ВНИИ-Трансмаш» - проектирование высокоскоростной тележки;
- НПО «Аврора» - бортовая система компьютерного управления;
- ЦНИИ судовой электротехники - разработка тягового электропривода.
В 1994 году был защищен эскизный проект «Сокола» и начата разработка конструкторской документации. 21 октября 1994 г. на территории «Завода Трансмаш» прошло торжественное открытие производства первых в России высокоскоростных электропоездов.
В 1995 году заместитель министра путей сообщения по локомотивному и вагонному хозяйству Александр Кондратенко посетил завод. В ходе своего визита он сделал заявление:
«Что касается покупки подвижного состава за границей, то это было бы совершенно нерационально. Нужно в России создавать рабочие места. И подвижной состав россиянам вполне по силам строить самим. Мы можем создавать конструкции ничуть не хуже зарубежных, а может быть, и лучше их. Купить подвижной состав — не проблема, но, покупая его на 25 лет, попадаешь в полную зависимость по запасным частям, а это тяжелейшим образом сказывается на эксплуатации»
Создаваемый подвижной состав представлял собой электропоезд с распределенной тягой, предназначенный для работы на линиях, электрифицированных на напряжение 25 кВ переменного тока и постоянного тока напряжением 3 кВ. Базовый вариант предусматривал 12 вагонов (8 — второго класса и 4 — первого) для дневной перевозки сидящих пассажиров на расстояние до 700–800 км, а также более дальние со временем следования до 3,5–4 часов. При этом полный комплект тягового, тормозного и контрольного оборудования имелся уже в типовой трехвагонной секции.
Сравнительные характеристики скоростных электропоездов отечественного и зарубежного производства приведены в таблице.
До сооружения ВСМ (а впоследствии и параллельно) поезд предполагалось использовать на действующих линиях МПС со скоростями 160–200 км в час. Согласно Программе развития скоростного пассажирского движения на железных дорогах РФ, утвержденной МПС в 1996 г., наиболее благоприятными для эксплуатации «Сокола» по условиям плана и профиля пути были признаны линии: Москва–Санкт-Петербург, Санкт-Петербург–Хельсинки, Москва–Нижний Новгород, Москва– Брест, Москва–Киев, Екатеринбург–Новосибирск и др., в общей сложности 20 направлений протяженностью 19,4 тыс. км.
28 декабря 1999 г. было сдано в эксплуатацию электродепо Металлострой в Петербурге.
«Это депо — лучшее в Европе!» — заявил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев
Выступавшие на митинге называли построенный объект «депо ХХI века» и говорили, что скоро из него будут вылетать новые «Соколы»
Комплексные приемочные испытания «Сокола» были начаты в феврале и завершены в июле 2001 г. О ходе испытаний и их результатах мы поговорим в следующий раз.
На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!