В 1991 году будущий президент России Борис Ельцин стал главным героем документального фильма Александра Сокурова «Пример интонации». Через два года про Бориса Николаевича снял фильм Эльдар Рязанов, тоже с участием самого президента. Обе картины - исторические документы эпохи, наполнены смыслами нового времени, еще не определенного, но уже наступившего.
У Сокурова фильм получился более проникновенным, тревожным и философским – Борис Ельцин еще не победил коммунизм, еще не стал президентом, но уже готов к решающему прыжку.
«Нигде он не был искусственным, и в моем кино тоже. Он, конечно, всяким был, но он всегда был крайне искренний со мной, и когда мы говорили о бедственном положении людей, о переходах московских, сколько та детей беспризорных. Он это воспринимал как укор себе», - рассказал Александр Сокуров на творческой встрече в Екатеринбурге, где сегодня работает критикуемый Никитой Михалковым «Ельцин Центр».
Удивительно, но фильм с политиком такого уровня снимали без предварительных договоренностей. Это была личная инициатива Ельцина.
«Он получил большую власть, но остался человеком. Это было гнездо сердечности. Его власть – наказание от Бога, которое надо было вынести, - вспоминает Сокуров. По его словам, первый президент России совершил немало ошибок, к которым во время съемок был готов. Но период его правления нельзя было пройти без ошибок».
В фильме режиссер использовал музыку Петра Чайковского. Она лишь усиливает тревожность неоднозначность времени, в которое создавалась картина. По словам Сокурова, он сам выбрал музыкальное сопровождение, потому что всегда любил Чайковского.
По словам Сокурова, как политик, Ельцин был одинок, потому что он расстался со своим прошлым, которому служил, а что впереди – было неизвестно. И он понял, что вокруг мало людей, с которыми можно идти в завтрашний день.
«Пример интонации» - это опыт Александра Сокурова, как нужно видеть личность, и представить героя без навязывания зрителю штампов, мнений, убеждений. При этом, режиссер признался, что не скрывает симпатии к Борису Ельцину.
«Если в персонаже Большой Политики вы рассмотрели и почувствовали Человека, с меня этого довольно», - резюмировал Александр Сокуров, фильмы которого включены в золотой фонд мирового кинематографа.