Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Российский спутник «Луч» снова приблизился к спутнику Intelsat и пересек его орбиту

С момента запуска в 2014-м году российский спутник «Луч» («Олимп») неоднократно приближался к ряду других спутников, некоторые из которых принадлежат европейскому консорциуму Intelsat, что часто вызывало тревогу в западном космическом сообществе, занятой вопросами национальной безопасности, относительно того, что он может перехватывать данные, получаемые спутниками. В сентябре этого года российский спутник вновь приблизился к одному из европейских спутников, находящемуся на геостационарной орбите, вновь вызвав опасения в том, что он может украсть данные или вызвать столкновение.

Как утверждают западные специалисты, «Луч» периодически пересекает геостационарную орбиту. Геосинхронные спутники разделены на широкие сегменты пространства с тем, чтобы избежать помех друг другу, но российские операторы игнорируют эту установку со спутником «Луч», предпочитая вместо этого дать ему возможность «путешествовать» по орбите и «подкрадываться» к другим западным коммерческим и правительственным спутникам. Вторгаясь в это пространство и достаточно близко приближаясь к другим спутникам, «Луч» теоретически может перехватывать наземные сигналы, направляемые на целевой спутник. Хотя из ограниченного количества общедоступной информации европейским специалистам неясно, происходит ли это на самом деле.

27 августа Келсо из CelesTrak, который отслеживает и предоставляет орбитальную информацию, сообщил, что «Луч» приблизился к спутнику Intelsat. Каждый день Kelso просматривает список всех спутников, которые движутся по геостационарной орбите. Большую часть времени он видит спутники, которые дрейфуют на своей назначенной орбите, перемещаются в новый район или даже выводятся из эксплуатации. Но, зная историю вторжения «Луча» в пространство около других спутников, Келсо следил за его перемещениями и заметил, когда он снова остановился ― прямо рядом со спутником Intelsat 17. Согласно опубликованному в апреле отчету Фонда безопасного мира о глобальных возможностях в области контрпространства, за последние пять лет «Луч» ненадолго останавливался в 17 разных долготах.

Но о «Луче» западным специалистам известно мало. Им также известно, что российское правительство не информировано о секретном космическом аппарате, и российские чиновники не обсуждали между собой какие-либо вопросы, касающиеся работы этого спутника. Попытки коммерческих спутниковых компаний связаться с россиянами по поводу «Луча», как сообщается, оказались бесплодными.

По словам Тодда Харрисона, директора проекта аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований, понимание Соединенными Штатами миссии «Луча» также ограничено из-за его местоположения и отсутствия публичной информации о спутнике. Как сказал Харрисон, ― «Спутник находится, примерно, в 22 000 милях над поверхностью земли. Так что это не то, что мы можем видеть с большой точностью, даже с помощью мощного телескопа. Но, мы можем наблюдать за его поведением, и установили факт того, что он был там в течение нескольких лет. Мы наблюдали, что этот спутник движется вокруг геостационарного пояса и периодически приближается к другим спутникам, оставаясь рядом с ними некоторое время, а затем перемещаясь на орбиты, где находятся другие спутники. Таким образом, мы предполагаем, что это какой-то вид осмотра или сбора данных».

Брайан Уиден, директор по планированию программ фонда «Безопасный мир», некоммерческой организации, занимающейся вопросами устойчивого развития в космосе, согласился этими высказываниями: ― «То, что мы видим из США, свидетельствует, что у России и Китая растет интерес к двум видам деятельности, связанным с национальной безопасностью. Одной из них является сбор разведданных, а другой ― космическая ситуационная осведомленность. Наша догадка о том, что делает «Луч», ― это какая-то новая форма электронной разведки».

Келсо добавил, что «Луч» стал передвигаться к новым спутникам быстрее, чем раньше. «Первоначально визиты, которые были многомесячными, со временем стали короче», сказал он. Хотя Келсо не знает всех спутников, которых посетил «Луч», он утверждает, что некоторые из них принадлежат консорциуму Intelsat, крупному коммерческому спутниковому оператору. Intelsat не ответила на запрос о комментариях.

Одна из самых больших проблем для операторов, которые видят, что «Луч» приближается к их спутнику, ― это возможность того, что спутник сможет украсть информацию из их передач. Поскольку сигналы с земли на геостационарный спутник являются широкополосныими, другой спутник, работающий достаточно близко к предполагаемому получателю, может также принять этот сигнал. Тем не менее, не сразу стало ясно, действительно, ли «Луч» перехватывает эти данные, что затрудняет для операторов ответные действия, или он просто сеет «хаос».

И хотя озабоченность по поводу сбора данных реальна, Харрисон добавил, что на сегодняшний день у наблюдателей нет твердой уверенности в том, что российский спутник имеет «наступательный потенциал». Это означает, что помимо шифрования, компании мало что могут сделать для защиты своих спутников или данных, если они вообще нуждаются в защите. «Простой осмотр не является оскорбительным. Это не дестабилизирует ситуацию, но, вам становится тревожно, если вы знаете, что страна, проводящая инспекцию, является вашим потенциальным противником, таким как Россия», ― сказал Харрисон. По его словам, единственным правдоподобным ответом операторов является шифрование данных, проходящих через целевой спутник. «Всегда шифруй все», ― подчеркнул Харрисон ― «Шифровать, шифровать и шифровать. Это может показаться очевидным, но если операторы спутников думают, что любые данные, которые они передают на свои спутники или со своих спутников, будут безопасными без шифрования, они ошибаются».

Но даже если за действиями «Луча» нет злого умысла, как предупредил Келсо, игра, в которую играют русские, по своей сути рискованна. «Я очень обеспокоен деятельностью «Луча». Я понимаю, что здесь, вероятно, ведется более крупная геополитическая игра. Но, сближение с другими спутниками на орбите без какого-либо способа сообщить свое намерение ― это рецепт катастрофы», - сказал он.

Операторы спутников считают, что они точно знают, где находятся их спутники, но Келсо отметил, что существует высокая степень неопределенности при отслеживании объекта, находящегося на такой высокой орбите. Кроме того, операторы могут принимать навигационные решения на основе различных наборов данных, что означает, что один спутник может двигаться зигзагом, а другой, например, стоять на месте. Различные задержки в получении информации лишь еще больше усложняют ситуацию, что ведет к повышению риска столкновения. Эти факторы сочетаются с действиями такого спутника, как «Луч», когда его операторы отказываются общаться с другими спутниковыми операторами. «Это только вопрос времени, прежде чем что-то пойдет не так, если операторы не будут работать вместе, чтобы обмениваться орбитальными данными и сообщать свои намерения (например, предстоящие маневры)», ― сказал Келсо, ― «Потребуется только один оператор, делающий неправильные вещи в неправильное время, чтобы поставить под угрозу все спутники на геостационарных орбитах, поэтому нам всем нужно работать вместе».

Главный вопрос в дебатах по «Лучу» заключается в том, что существующая правовая база затрудняет возможность призвать россиян прекратить эту деятельность. Нет общепринятых норм поведения, применимых к данной ситуации, и нет правовой базы, запрещающей этот вид деятельности. «Самый большой вопрос ― это вопрос норм поведения для космоса. У нас действительно нет таких правил, которые хорошо бы зарекомендовали себя», ― сказал Уиден, ― «Это большая борьба космического сообщества в целом, чтобы определить, какой из этих видов деятельности является нормой? Какие из этих видов деятельности являются ответственными? Что должно быть означать «слишком близко»?»

Одна из причин, почему не были разработаны нормы, заключается в том, что Россия не единственная страна, эксплуатирующая спутники, которые кажутся инспекционными машинами. Соединенные Штаты осуществляют программу геосинхронной космической ситуационной осведомленности, в рамках которой наблюдательные спутники, работающие на геостационарной орбите, могут подлетать ближе к неизвестным объектам для обеспечения более близкого обзора. Китай также имеет свой собственный спутник инспекции. Еще больше осложняет ситуацию то, что эти инспекционные спутники могут выполнять и некоторые полезные действия. «Не русские это изобрели», ― сказал Уиден, ― «Это одна из задач, которая стоит перед международным сообществом: начать устанавливать нормы того, насколько близко может находиться один объект от другого на геостационарной орбите».

Автор: Nathan Strout