Найти тему

Сценарий документального фильма «Судьбоносные трассы. Крайний север» Продолжение

Николай Петрович Игнатов, первый управляющий трестом СТПС.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-2080072/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-2080072/

Из личного дневника: 21 октября 1972г. город Салехард, суббота. Вместе с Шабановым, стал руководить. В сторону Тюмени отделяет этот участок от остальной трассы , заболоченные, а в другую сторону Тобольска, непроходимые Еланские  болота. Я ходил по этому болоту. Березовая плесень, в мой рост. Мох проминается под сапогами, хлюпает, однако выдерживает нагрузку веса человека.

Как мы будем проходить болото с нашей тяжелой техникой? Единственная возможность – проморозить, а потом двигаться.

16 декабря 1973г., Надым, воскресенье. Шабанов сдвинул с мёртвой точки сварку. СМУ-5я. Две бригады начали работу: бригада Пивоварова на 56-м км, и бригада Мартынова (и одного и второго) , так как они оба в одной бригаде с 66-го километра.. Оба идут в сторону 92-го километра. Варят на последних баллонах пропана,нашли у кого-то. Если не привезём пропан, сварщики вынуждены будут остановиться. Или будем наполнять баллоны природным газом на ГП – 2. Видимо, так придётся делать.

Вчера состоялся разговор с А. Рикошетовым. Как вспомню, ещё электроэнергию добывать для стыка? Рикошетов пришел к выводу, что для этого вполне достаточно электроэнергии электростанции. Теперь надо сконструировать экономичный электронагреватель стыка. Если это удастся, то все будет похоже на маленькую революцию в производстве и на трассе.

Сегодня ездили с Шабановым и Кизубом на трассу в южное направление. Кизуб не верил, что удастся нагреть стык электрогенераторами. Он считал так : это будет не просто стык а бесконечная труба, на морозе и в снегу, но сколько же надо затратить тепла? 

26 декабря 1973г., город Надым, среда. Он не барин и не баран, а просто Семен – хороший парень, – так Николай Иванович Кизуб определяет по-отечески Семёна Барона, про которого мы вспомнили, когда сидели у меня в кабинете втроем: Кизуб, Шабанов и я. А вспомнили, потому что сидели и думали о том, кого же нам пригласить на работу, на должность главного инженера в СМУ – 5 после того, как мы забрали оттуда Шабанова.

Это действительно идея! – Семен должен подойти. Шабанов где-то раздобыл его адрес, и мы послали ему телеграмму. Кизуб вчера улетел в Тюмень, но пообещал позвонить Барону сам. Не просто набрать для треста хороших, опытных и знающих специалистов…

5 января 1974г. Город Надым, суббота. Морозище! На месторождении -Медвежье работают. Вчера вечером там были вместе с Богданом Соломоновичем. Два дня подряд путешествовали: трасса Медвежье – Надым, по-новому зимнику. Участки посетил Фёдоров.

Люди – герои. Недостает спецодежды, ездить не начем на работу, в вагончиках почти замерзают, однако работают. Удивительные люди! Замечательные люди! А морозы сейчас страшные! И ночь! Длиннющая, тёмная, морозная, бесконечная. На севере всегда так, и никуда от этого не деться.

17 февраля 1974г. Город Надым, воскресенье. Нас неожиданно заморозило. Вот уже вторую неделю температура держится ниже -45°. Лопнуло две трубы. Изоляционная лента, отлично прогретая, при разматывании машины, раскалывается, как стеклянная, а про трубы то и говорить нечего – разлетелись на кусочки. Такой был холод страшный. Думали, замерзнем все на смерть. Замерзнем, но не сдадимся.

И везде где работали, собственно, линейные работы не вели. Варить дорогу невозможно, но люди все равно были на работе. И с кем не беседовали, не разговаривали, все заботились о том, чего им не хватает: транспорта, плетевозов, некоторым спецодежды, еды. Общий вывод таков: надо им дать все необходимое, и они смогут всё сделать так, как нужно. Больше они ничего не просят, ничего не требуют, но мы понимаем, что они во многом нуждаются. Не надо им ничего объяснять, не на что их не надо агитировать, сами всё отлично понимают! Я знаю, точнее, я просто уверен, что все вместе мы справимся. Так и вышло.

Это были очень непростые условия, приходилось во многом себе отказывать, приходилось постоянно делать выбор: комфорт или труд. И мы твёрдо знали, что ничто не способно сбить нас с пути, который мы наметили. В суровых условиях бесконечной зимы мы трудились не покладая рук, мы знали, что сможем сделать всё, что от нас зависит, чтобы оставить этот невероятный край для потомков…