В моем семинаре по бережливому мышлению есть очень важная часть — чайная церемония. Да-да, я ничего не перепутал.
Одним из важнейших инструментов бережливого мышления является картирование — графическое отображение потока создания ценности в его текущем и будущем состоянии. И лучше всего понять принципы картирования можно на создании ценности, знакомой каждому. Все как в школе — начинаем с арифметики и чистописания, а астрономия и логарифмы впереди. Наша «церемония» представляет собой процедуру получения чашки чая с лимоном в кафе — от заказа до его выполнения.
И вот, в процессе исполнения чайной церемонии выявились побочные положительные эффекты. Когда мы с ассистентом разыгрываем эту сценку, уже к третьей минуте по лицам участников группы видно, как им хочется обложить моего помощника нехорошими словами: «Да налей ты, …, уже наконец ему этот… чай!» Понятно, что для наблюдателя время тянется, как жвачка. И к концу седьмой минуты чаеварения атмосфера в зале окончательно становится невыносимой. В этот момент я прошу аудиторию запомнить те ощущения, которые они испытывают, и объявляю перерыв, на который удаляюсь с чашкой свежезавареного чая.
А после перерыва я даю группам те же семь минут на то, чтобы они графически отобразили увиденное. Когда отведенный срок подходит к концу, задаю вопрос: «Сколько, по вашему мнению, прошло времени?» Большинство отвечает: «3-4 минуты». И, что интересно, 60% групп за это время не успевают справиться со своим заданием.
Вот и получается, что время — забавная штука. Если ты клиент и ожидаешь, когда тебе окажут услугу, оно едва ползет. А стоит поменять сторону, стать подрядчиком — сразу летит как ошпаренное!