Как танцуют, чем живут и о чём мечтают в Анапе «руска рома»
Притом, что, кажется, они всегда жили где-то рядом, мы почти ничего о них не знаем. Конечно, каждый из нас встречал пестро одетых гадалок, раздражающих назойливыми приставаниями к прохожим. И слышал о причастности цыган к разного рода криминальному бизнесу. Но истинная жизнь этого яркого, необычного и загадочного народа сокрыта от глаз обывателя.
А между прочим, в нынешнем году исполняется ровно 170 лет (1839 год), как цыгане впервые появились на Кубани и в том числе в Анапе. Ну чем не повод сходить к ним в гости?! Корреспондент «АЧ» побывала в настоящей цыганской семье и узнала, что, к примеру, отцы дарят дочерям на совершеннолетие, что такое «три солнца» и почему среди цыган столько Ивановых. Может, они больше похожи на нас, чем мы думаем?
От Урала до Черного моря
Пробираемся по узкой улочке Верхнего Джемете, ведущей вдоль моря куда-то к огородам. По нужному нам адресу – новенький 2-этажный деревянный дом. Во дворе детские качели, всё отсыпано гравием. Нас встречают хозяева – молодые симпатичные ребята – супруги Павел Новоселов и Надежда Иванова. В доме терпко пахнет деревом. Очень уютно и современно. Вон даже посудомоечная машина в кухонной стенке!
Перво-наперво – за стол. Иначе, говорят, у цыган нельзя. Пьем чай, пробуем сыр – настоящий, домашний, с ярким сливочным вкусом. Надежда с гордостью замечает, что это ее мама сама делает. Ее родители живут в Красной Скале, держат небольшое хозяйство, огород. А вообще их традиционно большая и дружная семья перебралась в Анапу с Урала, из Свердловской области два года назад. Надя и Павел стали первопроходцами. Сначала они переехали сюда с маленькой дочуркой и родителями. Затем подтянулись старшая сестра Надежды Раиса с двумя дочками, дядя с семьей. Теперь средняя сестра на подходе. Вот тогда весь цыганский ансамбль уже будет в сборе.
Да-да, Павел и Надежда – основатели и руководители именитого цыганского коллектива «GIPSY ART». Не случайно разговор сразу зашел о творчестве, о Пушкине, который очень любил цыган, о хорах соколовских, о театре «Ромэн» и о том, что на Кубани, где в приоритете казачье искусство, нужно поддерживать всё многообразие национальных культур.
– Русское творчество вообще очень переплетается с цыганским, – улыбается Надежда. – У цыган даже чечетка похожа на вашу! А русский романс – это в принципе синтез русской поэзии и цыганской музыки. В Свердловской области, где мы жили, традиция «что за праздник без цыган!» очень сильна. А здесь, в Краснодарском крае, должно быть, еще не видели такого праздника. Кубанцам к этому еще надо привыкнуть. Но на корпоративах нас встречают эмоционально. Ах, вот, значит, такие они – цыгане!
Как я поняла, настоящий цыганский танец сильно отличается от тех «цыганочек», что исполняет едва ли не каждый хореографический коллектив в Анапе. Начиная от костюма. Так, настоящая цыганская юбка представляет собой три солнца (скроенных и пришитых друг к другу). Это почти 30 метров ткани! Плюс к подолу пришивается волан, да еще подъюбник (чтобы ничего не просвечивало). Поэтому когда танцовщица поднимает зажатый в руках подол над головой, юбка едва открывает щиколотку ног.
– Так что, когда девчонки прыгают, задирая юбки – это скорее балет, театрализованное представление, – говорит Надежда. – Вообще цыганский танец – танец души, когда, мне кажется, каждый волосок на голове у артиста танцует! И при этом национальность – не главное. Я знаю немало коллективов, в которых нет цыган, но поют – дай Бог всем! На Урале есть армянка, которая прекрасно исполняет наши танцы. И все же когда слушаешь настоящего цыгана, это чувствуется. Даже если голос не идеальный. По семейным традициям, очень патриархальным, наши женщины – скромные, зажатые. Но именно в танце на поверхность выходят цыганская наглость, борзость, страсть! Все, что писалось в литературе про эсмеральд и кармелит – оно выплескивается на сцене!
Любовь не картошка
На вопрос о взаимоотношениях с соседями в Анапе Павел восклицает:
– Вполне добрососедские! То есть, мы абсолютно не сторонимся людей. Сколько помню, на Урале у отца Надежды, Николая Алексеевича, всегда был полон дом гостей: цыгане, русские. Был замечательный друг по прозвищу Борода – он вообще еврей – очень добрый, отзывчивый, в меру предприимчивый. Приходил практически каждый вечер, сидел с ними, разговаривал. Со временем уже стал понимать цыганский язык.
– Он даже заплакал, когда мы уезжали! – уточняет Надежда. – Кстати, у меня две бабушки вообще русские. Одна Ефросинья, другая Елена. Обе в свое время убежали в табор. Причем, у Ефросиньи отец был генерал, ей светило большое будущее, блестящие перспективы, а она ушла с цыганом. И потом, когда дети спрашивали, мол, бабушка, зачем ты в табор побежала, она отвечала русской поговоркой: «Любовь не картошка, не выкинешь в окошко».
Рассказывая о традициях, они каждый раз уточняют, что говорят не за всех, а за русских – так называемых «руска рома», которые преимущественно православные.
– К примеру, в Анапе много крымских цыган, которых я вообще не понимаю. Ни одного слова! – смеется Надежда. – В Краснодаре еще кишинёвцы есть – молдавские цыгане. И у них тоже язык другой и обычаи. Мы были на их сватовстве. У нас, например, главная достопримечательность этого мероприятия – дрэвц – ветка, на которую цепляют деньги. Этим денежным деревом выкупают невесту. А у кишиневцев всё по-другому. Они идут с бутылкой или банкой с деньгами...
О семейных традициях мои новые знакомые рассказывают эмоционально, весело перебивая и дополняя друг друга.
– В цыганских семьях главный принцип – уважение к старшим. Мы, чуть что, бежали к деду, – замечает Надежда. – И всё обговаривали с ним, начиная от кандидатуры жениха и заканчивая обучением или переездом в другой город.
Павел (хитро улыбаясь): – Да, мужчина играет важную роль. Хотя поговорка про шею и голову актуальна!
Надежда (со смехом): – Ну, бабушка, наверное, вечером дедушке на ушко: шу-шу-шу. А решение-то он принимает! Но нам повезло: дедушка был очень благоразумным, современным, он так любил любую технику, книги.
Мои собеседники признают, что 21-й век внес определенные коррективы в цыганские традиции. Они не уходят, а слегка видоизменяются. К примеру, современные цыгане уже более охотно создают семьи с представителями других национальностей. Или всем известное требование к длине юбки у женщин, которая должна быть ниже колена. Сегодня для маленьких девочек, школьниц делается послабление. Но если девушка уже собирается замуж, то перестает носить шортики, короткие юбочки. Это закон!
– Наши родители к этому спокойно относились, – признается Надя. – Потому что школа, вы же с русскими общаетесь. А школьная форма до колена. Помню, как ныла: «Папа, как я пойду в училище в длинной юбке, надо мной будут смеяться!».
Как рассказывают супруги, свадьбы у цыган отмечаются очень шумно, массово. Женщины и мужчины сидят отдельно. Очень интересная традиция выхода на круг.
– Главу семейства вызывают вместе со всеми сыновьями, дочками, – продолжает Надя. – Тем самым гостю оказывается почет и уважение гостю. Каждый вышел, отбил чечетку или просто показал свою семью. Для девочек это своего рода смотрины. Они наряжаются как на подиум, танцуют. Иногда это чуть ли не полсвадьбы занимает. И все терпеливо сидят, ждут: «Когда наших, когда наших вызовут?!».
Но главное, что сохраняется, что остается незыблемым – это целомудрие девушки. По цыганским законам, невеста должна быть «чистой» и невинной до брака. Более того, на свадьбе поднос с «честью девушки» (покрывало с супружеского ложа молодых с пятнами крови) демонстрируют гостям.
– Это кажется дикостью, но так оно есть и достойно уважения, – замечает Павел.
– И это показывает, что девушка уважает родителей, доказывая, что они ее воспитали правильно, – дополняет Надя. – И уже все гости знают: за нее можно выпить – хорошая девушка.
Спрячь за высоким забором...
Что касается традиционных занятий цыган, то гадание, попрошайничество, торговля золотом постепенно уходят в прошлое. Конокрадством уж точно сегодня никто не промышляет, говорит Павел. Кому позволяют деньги, налаживают свой бизнес: открывают рестораны, занимаются грузоперевозками, фермерством. Ну а большинство идет на государственную службу, рабочими и служащими.
– У нас много спортсменов. Один из любимых видов спорта у цыган – кикбоксинг. Брат мой в Приуральске открыл школу кикбоксинга. Он мастер спорта, чемпион России.
И главный тренд, который наметился в последние 10-15 лет: родители стараются дать своим детям образование. Даже девочкам, которых раньше в 14 лет замуж отдавали.
– Если кто-то из родителей не умел писать или читать, то своей дочке или сыну он говорит: «Ты идешь в школу. Затем я постараюсь к твоему совершеннолетию накопить тебе на машину, но ты идешь учиться на права», – рассказывает Павел.
У Надежды родители оба техникумы закончили. Мама бухгалтер, папа водитель высшей категории. Бабушки очень образованные. Дедушка – участник Великой Отечественной.
– Правда, много лет назад он потерял паспорт, – сокрушается Надя. – Он был Енович. Пришел в паспортный за документом, там спрашивают: «Енович или Инович? Ну ладно, будешь Иванов!». И как после этого найти родственников, однополчан? Вообще война и геноцид всё в нашей родне перемешали. У меня даже семейное древо в четвертом колене восстановить не получается.
Как уверяют ребята, «руска рома» не приветствуют незаконные виды деятельности. Хотя основные стереотипы в обществе в отношении цыган никуда не делись.
– Представьте, что девушка, которая пришла устраиваться на работу, на вопрос руководителя о национальности ответит «Я цыганка», – говорит Надежда. – Он ведь вряд ли возьмет ее. Мол, вы же крадете, наркотой занимаетесь. Поэтому наши привыкли: если тебя не спрашивают, лучше молчи о своей национальности. Помню, еще в училище на физкультуре мы переодевались, и девчонка одна во весь голос заявляет: «Девочки, смотрите за вещами, а то у нас тут цыганочка появилась!». Я так обиделась, повернулась и говорю: «Надо будет, из закрытого достану!».
И «Атамань», и «Киношок»
Анапа, по словам ребят, встретила их весьма радушно. В управлении культуры сразу предложили ставку в Доме культуры Витязева: Надежде – руководителем кружка, Павлу – концертмейстером. На базе ДК они организовали творческую мастерскую «GIPSY ART», где обучают эстрадному вокалу ребятишек от 3 и до 16 лет.
Кстати, Павел по основному образованию юрист.
– У меня в семье никто не пел, – признается Павел. – Я единственный, и то благодаря Надежде. Поначалу занимался менеджментом в коллективе, на мне были вопросы с документами, оформлением заявок, взаимодействием с администрацией. И плавно все это перетекло в исполнение. А теперь нас два солиста в ансамбле.
– Мы очень ответственные люди, еще ни разу никого не подвели, – добавляет Надежда. – Если надо приехать – будем к сроку. На «Киношок» – мчимся туда.
Да. И встречают Светлану Тому в «Капитане» ее песней из «Табор уходит в небо». И в Атамань едут на фестиваль, и в городских мероприятиях участвуют, и корпоративы проводят. Но главное – это все-таки дети и вокальная мастерская (причем, в работе с ребятишками практикуют не только цыганское народное, но и эстрадное искусство).
...Пока мы общались, наверху проснулась маленькая дочка хозяев Патрина. По-цыгански «патря» – «карта, картина», по-итальянски – «папина дочь». Павел своей «папиной дочкой» очень гордится. В свои неполные четыре она поет, танцует и изучает одновременно два языка: с самого рождения ребенок слышит и цыганскую, и русскую речь. Вскоре кудрявое очарование с глазами-вишнями спустилось к нам в сопровождении бабушки. В роскошном красном сари. Нам даже не пришлось просить ее танцевать. Едва заиграла музыка, малышка пустилась в пляс. Ну а настоящий мастер-класс показала уже Люба – племянница Надежды.
Джипси артисты, на сайт!
Есть у нашего дуэта еще одно замечательное детище. Павел и Надежда создали свой проект, который называется «Цыганский интернет-конкурс «Джипси артист». Это своего рода «Голос» или «Утренняя звезда» на интернет-площадке.
– Понимаете, цыгане – это ведь, как правило, небогатые многодетные семьи. И зачастую у какого-нибудь самородка из глубинки нет ни денег, ни смелости, чтобы поехать на конкурс в столицу. – Объясняет суть проекта Павел. – А здесь – не важно, в какой точке мира ты находишься – у тебя есть Интернет. Достаточно прислать нам видео выступления, фото своей работы, имеющей отношение к цыганскому искусству. Это не только хореография и вокал, но и инструментальное, декоративно-прикладное, изобразительное, театральное, ораторское искусство, фотография...
По словам Павла, над сайтом работали программисты уральской группы «Онегин эксперт». На его создание ушли немалые деньги, собранные за счет спонсорского участия группы компаний ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод), уральского мецената Ивана Иванова и многих других. Он полностью готов, предусмотрена возможность создавать личный кабинет, оставлять комментарии, общаться.
– Но для того, чтобы его запустить, нам все-таки нужна поддержка администрации, министерства культуры Краснодарского края. Как действительно полезного в плане укрепления межнациональных связей проекта. Более того, на нем можно будет собирать все культурное наследие, исследования ученых-цыгановедов, распыленные по самым разным изданиям. Условно говоря, он может стать неким интернет-государством. Ведь вся проблема цыган в том, что у них нет своей территории, нет письменности... Даже если всех цыган взять и собрать в одно войско, к примеру, мы же друг друга и не поймем!
– Зато есть гимн и цыганский флаг! – с оптимизмом подытоживает Надежда. – На нем как раз синее небо, зеленый луг, а посередине красное колесо от кибитки. Его мы и взяли за основу логотипа «GIPSY ARTIST».
***
– Я раньше даже не всегда понимала, когда думаю на цыганском, когда – на русском, – признается Надя уже на прощание. – А еще у цыганского языка есть много непереводимых слов. Помню, у меня однокурсник спрашивает: «Как будет будильник по-цыгански?». Я сидела, целую пару думала, а потом говорю: «Наверное, «будильнико»!». В нашем языке есть корни индийские, болгарские, венгерские, молдавские. Такое чувство, что цыган шел по земле, повсюду корней понабирал, а потом у местности окончания взял. Интересный мы народ, конечно! Сами удивляемся каждый раз.