Найти тему

3 причины почему я не хвалю учеников и что я делаю вместо этого

Оглавление

Моя принципиальная позиция – никакой похвалы ученика. Даже «молодец» под запретом на занятиях. При этом меня нельзя назвать строгим или злобным учителем. Почему я так делаю?

Причина 1. Я не оцениваю учеников

Любой комплимент и похвала – это знак того, что тебя оценивали. Именно тебя как личность оценили и поставили положительную отметку. А если есть положительные отметки, значит могут быть и отрицательные. Даже если подросток так не думает, то определенно это чувствует.

Вместо этого я оцениваю работу ученика или сложность задачи, которую он решил. Например, говорю что-то вроде: «это была трудная задача», «о, красивое решение!», «видно твое старание», «в этот раз ты сделал это действие правильно». Но никогда: «ты умный», «сообразительный», «способный к математике» и т.д.

Причина 2. Я формирую установку на рост вместо установки на данность

«Ты умный», «сообразительный», «способный к математике» - эти слова навешивают ярлык. Они подразумевают, что тебе что-то дано от рождения, и ты к этому никак не причастен и не можешь изменить. Вроде бы не так плохо, да? Ведь дано же, а не наоборот! Однако эта же фраза оборачивается против вас, если вдруг оказывается, что какая-то тема не пошла и ты часто ошибаешься. Потому что раз не идет – значит, способностей не хватает! А на них, напоминаю, повлиять нельзя.

Эта идея – «либо дано, либо нет» – называется установкой на данность. Даже если сейчас ты носишь звание «умного», то в любой момент, при первой же неудаче – тут же его теряешь. Из-за этого ученики с установкой на данность не любят сложные задачи и трудные вызовы. Потому что «а вдруг я не решу и всё узнают, что на самом деле я глупый».

С другой стороны, в словах «это была трудная задача», «красивое решение», «видно старание» - нет навешивания ярлыка. Все эти слова не про личность человека. Если ученик не решит следующую задачу у него не возникнет мысли «всё, теперь я не умный». Скорее всего, он будет пробовать решать еще более трудные задачи, чтоб услышать «а эта задача даже сложнее той. Ты явно растешь в математике».

Идея о том, что «все можно развить прилагая усилия» - называется установкой на рост. Люди с ней более настойчивы, не боятся вызовов и поражений, лояльны к критике и готовы учится – бодро, живо и активно.

Установки на данность и на рост – доказанная научная концепция. У нее море подтверждающих экспериментов. При желании вы можете ознакомится с ними в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».

Причина 3. Я хочу, чтоб они учились для своего удовольствия, а не ради моей похвалы

На эту тему есть исследование. Американским детям дали попробовать кефир. И за выпитый стакан одних похвалили, другим дали конфетку, а третьим не показали никакой реакции. Угадайте дети из какой группы через неделю оценивали кефир более положительно и готовы были пить его еще? Из третьей. У них не сложилось в голове конструкции «я выпил кефир ради награды или похвалы, значит он не вкусный». Они скорее думали «я выпил кефир, и ничего за это не получил. Зачем же я его пил? Видимо потому, что он был вкусный!». В психологии это называется эффект сверхоправданности и эффект недостаточной оправданности.

Решение задач - само по себе приятное занятие. Оно не требует дополнительных стимулов. Вы же не хвалите себя за поход в кино или путешествие? Так же и с учебой – она сама по себе награда. Эту мысль сложно принять, но поверьте нет большего кайфа, чем решить задачу, которая тебя «мучила» неделю. И вообще, если на тебя не давят идеей о том, что учиться НАДО, учеба превращается в удовольствие.

Больше о вреде похвалы можно почитать в книге Альфи Кона «Наказание наградой».

Что я использую вместо похвалы?

Про первое уже упомянула – я подчеркиваю либо сложности задачи, либо правильную деятельность ученика.

Второе: отсутствие осуждения. Уже на первом занятии я говорю «ошибаться можно и нужно – это признак развития». Со временем ученики перестают боятся делать неправильные действия и начинают решать задачи самостоятельно, а не по аналогии с моими решениями.

Третье: принятие знаний ученика такими какие они есть. «Не важно сколько ты знаешь сейчас, главное стараться узнать больше» - одна из тех фраз, которые я часто повторяю на уроках. Её прелесть в том, что она подходит и для слабых, и для сильных ребят. И опять же понимание, что можно стать лучше и развиваться с любого уровня, что ничего не упущено и не потеряно безвозвратно, расслабляет учеников и дает им шанс раскрыться.

Четвертое: я даю задачи по их силам. Они будут не слишком сложные и не слишком простые. От ученика потребуются усилия, чтобы их решить, но он их решить МОЖЕТ. И когда он это сделает, у него начнет формироваться ощущение успеха: «я могу в математику, если приложу усилия».

Пятое: я объясняю математические связи – как одна тема связана с другой, как из одной формулы получается другая, и что математика - это не куча бессвязных фактов, а единая конструкция. Не знаю, как это работает, но когда ученики начинают понимать логику математики, видеть смысл за всеми этими закорючками – у них загорается огонек в глазах. Математика становится понятной, а ее изучение – превращается в удовольствие.

Надеюсь, моя статья была полезной для вас. Если остались какие-то вопросы – буду рада ответить на них в комментариях.