Найти тему

Психологические аспекты преодоления чревоугодия

Психологические аспекты преодоления чревоугодия

https://psy.su/
https://psy.su/

Автор

Что может предложить современный мир человеку в борьбе с грехом чревоугодия? Популярные сведения о продуктах питания зачастую свидетельствуют о них, как о снижающих аппетит в том смысле, что потребление этого продукта будет снижено, т.е. можно съесть поменьше. Цель «малоедения» в данном случае – физическое здоровье или удовлетворение «моды на похудение».

Существует огромное количество специалистов по проблемам, связанным с чревоугодием, проявляющимся чаще всего в  избыточном  весе. Физиологи,  медики, фармацевты, диетологи, фитнес-тренеры, косметологи,  психологи, психотерапевты и т.д. обеспечивают реализацию запроса современного мира  на похудение, можно сказать «моды на похудение». Но приходиться констатировать, что результаты труда этого колоссального количества специалистов неутешительны. Даже добившись поставленных целей, многие через некоторое время возвращаются к прежнему избыточному весу. Почему так происходит?

Рассмотрим подробнее некоторые из существующих психологических методов в борьбе с избыточным весом. Так, центры по коррекции века в арсенале предлагаемых услуг заявляют, что используют до 25 методов воздействия. Причем,  зачастую не  называя большинство из них. Среди них  -  кодирование, аутототренинг, 25 кадр  и другие, которые используются, но скрытно (гипноз, НЛП и др.). Используемые методики, однако, не являются  бесспорными как с точки зрения эффективности, так и безопасности. Например, анализируя принципы метода кодирования, американские психотерапевты (2, с.96) недоумевают: как  не выяснив, что привело человека к долгим годам  переедания, и не дав ничего взамен, можно избавить его от избыточного веса? Нередко пациенты, нормализуя свой вес, становятся такими же несчастными, какими были до похудения. Изменение внешности не изменяет им жизнь в лучшую сторону. Отсутствие «корректора веса», которым раньше было переедание, приводит к повышению психоэмоционального напряжения, которое повышает риск психосоматических заболеваний (гипертония, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, нейродерматит и т.д.). Это как раз  доказывает скудость и односторонность методов кодирования и программирования, которые направлены практически  на телесную организацию человека и не затрагивает его душевный и духовный строй. Вспомним о триединстве человеческой природы. Человек, следуя вложенным (кодированием) указаниям, становится человеком-машиной. Свобода же, которой современный человек весьма дорожит, подразумевает выбор и борьбу со своими недугами. Человек может и должен осознавать глубинные причины своего сверхтяготения к пище, а они есть леность, расслабленность, полагание себя только телесным существом. Такое осознание себя поможет ему оценить все это как греховное состояние.

Избыточный вес по статистике для каждого шестого человека  становится трудноразрешимой проблемой. Для ее разрешения  страждущие обращаются  к консультациям врачей и диетологов, изучают основы рационального питания, прибегают к разнообразным диетам, усиленно занимаются спортом и т.д., а также консультируются у психологов. Многие ученые  признают, что одной из множества причин, вызывающих переедание, является стресс. Специалисты для снятия стресса предлагают релаксационные техники  успокоения. Способов расслабления, которые предлагаются ввести в практику будней, описано множество в соответствующей литературе. Вот один из простых вариантов релаксации для самостоятельного выполнения.(2)

«Включите спокойную музыку и разместитесь поудобнее в кресле. Сознательно, но без напряжения расслабьте различные группы мышц, начиная с области лица и заканчивая ступнями, при этом занимая,  еще более удобное положение и постепенно достигая глубокого расслабления.  Постарайтесь вспомнить или  представить  какое-либо место, оказавшись в котором можно было бы испытать максимальное чувство покоя. Например, тихий берег реки или озера, где вы загорали на теплом песке, подставив тело теплым лучам солнца. Обратите внимание на время суток в этом спокойном месте, на звуки, запахи. Чем больше мелких деталей вы вспомните, тем легче будет достигнут результат. Касался ли вашего лба легкий ветерок? Доносился ли аромат цветов?  Слышался ли крик чаек?  Перенеситесь  мысленно в это беззаботное место, полностью проникнувшись чувством покоя и беззаботности. Полностью насладитесь им. Плавно вернитесь в состояние бодрствования. При этом запомните это чувство покоя и расслабления. Ощущения, отложенные в памяти, помогут вам с каждым днем достигать  состояния расслабления все легче  и  комфортней».

Релаксация сама по себе не может избавить вас от всех проблем, но помогает обрести равновесие в повседневной суете, позволяет взглянуть на себя и сложившуюся ситуацию со стороны, способствуя изменению, если не самой ситуации, то, по крайней мере, вашему отношению к ней.
Следует еще заметить, что к релаксационным техникам следует относиться осторожно, так  как механизм их действия основан на внушении и самовнушении (различные  модификации  АТ - аутогенных  тренировок).  Эффект расслабления достигается, если у человека хорошо развита образная память и воображение, но вспомним, что усиленное развитие  воображения не поощряется святыми тцами. Какой же «вред» видится в этом? Опыт показывает, что те люди, которые легко обучаются  релаксации и медитации, могут входить в ложные духовные состояния, пограничные с состояниями измененного сознания.  Расслабляющий эффект АТ проявляется в изменении объективных показателей состояния  дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также субъективных -  ощущении  тепла и тяжести. Наибольший эффект АТ наблюдается в  нейтрализации отрицательных эмоций - тревоги, страха, напряженности. Цель АТ, как пишет Л. Шеховцова, - сознательное регулирование  неуправляемых волей вегетативных  процессов, - достигается  не  прямо, а косвенно за счет условных реакций, вызванных словами или представлениями, образно-эмоциональными компонентами, связанными с этими словами. Опыт показывает, что методом АТ овладевает только около трети, пытающихся его освоить - у большинства  получается, в лучшем случае, только пауза для отдыха.Как показывают исследования, методом  релаксации  легко овладевают внушаемые люди /13/. Верующий человек знает, что  развитие САМОСТИ, САМОрегуляции в христианской практике не  поощряется. Когда человек питает свою самость, он отдаляется от Творца, а когда «расслабляется», то открывает  при этом себя  другим  духовным отрицательным влияниям.

Ф.Е. Василюк  разрабатывает  новое направление  в современной  отечественной  психотерапии -  синергийную  психотерапию, где психотерапия  сочетается  с молитвой. В одной из  своих  статей он пишет, что очень важно создавать у клиента  духовную установку /3/.

Для создания духовных установок можно не только желанное действие включить в молитву, но и молитву включить в действие. Он приводит такой пример  из  своей практики:

«Моя пациентка Светлана располнела. Она укоряла себя в обжорстве и много раз давала себе зарок не есть так много пирожных. Но всякий раз она заставала себя за тем, что поглощает очередное пирожное. Поскольку она была человеком воцерковленным, я мог спросить ее:

– Вы обычно молитесь до и после еды?

– Да.

– Тогда можно вам предложить такое психотерапевтическое задание. На одну неделю оставьте, пожалуйста, свою борьбу и ешьте столько пирожных, сколько захотите. Вы ведь любите пирожные – так ешьте их медленно, сознательно, как дегустатор, вслушиваясь во вкус каждого кусочка. Но только молитесь не после всей еды, а после каждого кусочка, поблагодарите Бога за радость именно этого кусочка. Постарайтесь только делать это неформально, чтобы ваша молитвенная благодарность была связана с реально и сознательно пережитой радостью от сладкого. Светлана согласилась. Как вы можете догадаться, количество пирожных, которые она смогла осилить за эту неделю, было значительно меньше обычного»/ 3, с. 113/. Вот мы видим пример сознательного, духовного отношения к пище.

Еще одним позитивным  способом преодоления чревоугодия является метод ведения пищевого дневника.

Переедание – процесс малоосознаваемый, а дневник станет важным доказательством наличия проблемы. Завести пищевой дневник несложно: дата, время, что съедено, по какой причине ( голод, аппетит или что-то др.), где, какое настроение – вот основные вопросы, на которые  придется давать ответ. На первый взгляд может показаться, что это легкий метод в деле преодоления избыточного веса, но оказывается, что ежедневное ведение дневника довольно утомительный процесс, поэтому еще раз остановимся на его позитивных сторонах.

  • Дневник позволяет контролировать калорийность пищи и возможно нам захочется уменьшить следующую порцию, перечитав, что было съедено ранее.
  • Дневник поможет убедиться в рациональности или нерациональности  пищевого поведения.
  • Если вы уже начали  ограничивать высококалорийную пищу, а дневник может об этом свидетельствовать, то можно себе позволять небольшие поощрения( кусочек пирога ) причем не испытывая чувство вины, которое может быть одной из причин вашего лишнего веса.
  • В дневнике можно увидеть основные  причины срывов, когда вы наедаетесь «пустыми калориями» и т.д.
  • Ведение дневника позволяет убедиться, что переедание часто связано в трудностью  различать голод и аппетит.
  • В книге «Как победить аппетит?» (2, с.64) авторы предлагают выполнить упражнения, которые  помогут вам научить  разграничивать голод и аппетит, чтобы избегать переедания.

Возьмите чистый лист, разделите его пополам. В левой части листа напишите семь ответов на вопрос «Какие обстоятельства у меня усиливают аппетит?». В правой части – не менее семи ответов на вопрос «Как у меня проявляется чувство голода?».

Всегда ли мы едим, когда голодны?  А может быть пища стала способом отвлекать от напрягающих  чувств и эмоций? Дневник действительно это покажет.

Еще раз подчеркнем, что к перееданию могут вести разнообразные причины и среди них могут быть такие как депрессия, одиночество и т.д. В специальном исследовании на эту тему Е.С. Креславский убедительно доказал, что одним из основных факторов, способствующих формированию переедания у женщин, был фактор неудовлетворенности своей наружностью и отсутствие любви к себе. Отсюда вытекает, что  необходима определенная работа в этом направлении. Клиентам можно предложить ответить на вопросы «За что я могу себя полюбить?» и «Как я могу это проявить?»  в нескольких вариантах.  Если все предшествующие попытки решить проблему избыточного веса не имели успеха, то возможно для этого не было достаточного желания, достаточной мотивации. Можно ли здесь что-либо изменить? Авторы известной книги о психологических техниках борьбы с лишними килограммами предлагают  следующие практические рекомендации: откровенно ответьте себе на вопрос: зачем вам нужны эти лишние килограммы и чем другим это удовольствие от приема пищи можно заменить? Предлагается заполнить таблицу: что хорошего есть в лишнем весе? Чем это можно заменить?

Эти вопросы помогут определить мотивацию и обратиться к формированию осознанной цели.      

Заключение

Основы преодоления страсти чревоугодия  заложены святыми отцами почти  2000 лет назад. Грех чревоугодия проявляется, чаще всего, в желании  есть прежде установленного часа, многоястии до объядения и требовании  лакомой пищи.

Современный человек, подвергающийся массированному воздействию средств массовой информации, пребывает в иллюзорных представлениях о ценностях  человеческой жизни.  Эта  неадекватность и порождает проблему неправильного  питания - ожирение  и анорексию.

Из святоотеческой литературы  известно, что  эффективным  способом преодоления греховного  состояния является развитие противоположного качества: так преодолению сребролюбия способствует воспитание  милосердия, преодолению гнева  - обретение кротости, тщеславие преодолевается смирением, уныние – трезвением, а чревоугодие – воздержанием.

Постараться  научиться  воздержанию   для  преодоления чревоугодия  помогут  следующие  практические рекомендации .

1. Духовная работа:

  • осознание наличия  страсти чревоугодия;
  • исповедь, Таинства;
  • покаяние, молитва;

2. Душевная работа:

  • ведение пищевого дневника;
  • установление индивидуальных причин чревоугодия;
  • работа с мотивацией;
  • постановка целей;
  • преодоление провоцирующих ситуаций.

3.    Телесная работа:

  • посещение врача (исключение заболеваний ЖКТ и др.);
  • рационализация  питания (работа над индивидуальным режимом питания);
  • физическая активность (определение индивидуальной физической нагрузки).

Литература

1. Блаженный Августин. Исповедь. Издательство  Белорусского Экзархата., 2006.
2. Бобровский А., Гаврилов М., Ромацкий В.  Как победить аппетит? СПБ.2006.с.33-34.
3. Василюк Ф.Е.  «Исповедь и психотерапия»., Моск. Психотерапевтический ж.2004,№4,с.113.
4. Ефрем Сиринианин Св. Добротолюбие., т. 2, с.317-320.
5. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
6. Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся.,СПб, 2008., с.12.
7. Иоанн Златоуст. Избранные творения., кн.1, Киев,1966 с.397-399.     
8. Иоанн Лествичник преп. Лествица. С.105.
9. Иоанн Кассиан Римлянин Св. Добротолюбие., Т.2., с.27.
10.  Нил Синайский Св. Добротолюбие. Т.2., с.193-195.
11.  Нил Сорский преп. О восьми главных страстях и о победе над ними., с.18.
12. Тихон Задонский Св. Плоть и дух., М.,1997.,с.33.
13.  Феофан Затворник св. Толкование  Посланий. ( 1 Тим.1У, 3) с.3.
14.  Фотий Спасский архм.Одиннадцать бесед о страстях., СПб. 2007, с.36.
15.  Шеховцова Л.Ф. Этика психотерапевта.// Служба практической психологии в системе образования., СПб. 2007, с.36.

https://psy.su/
https://psy.su/

Автор

Шеховцова Лариса Филипповна

доктор психологических наук, профессор, председатель Общества православных психологов Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург