Найти тему
Евгений Шуравин

Немного о Яндекс.Дзене и рекомендательных системах.

фотография из открытых источников
фотография из открытых источников

Яндекс.Дзен одна из так называемых рекомендательных систем. Дзен рекомендует к прочтению статью, которые могут вам понравится. Для рекомендаций используется сложный алгоритм, который делит пользователей на подмножества по интересам и рекомендует контент, которые интересен другим пользователям со схожими интересами. Я уже писал в своей статье о том что такой подход отупляет и препятствует получению новых знаний. Мало того что препятствует получению новых знаний, так еще из-за несовершенства современный ИИ он не может охватить все интересы. Я вот смотрю, Яндекс.Дзен за год использования установил 20 ключевых интересов для меня и на этом похоже успокоился. (Я видел интересы других пользователей, похоже что 20 - это максимальное число интересов с которыми может справится сегодняшний ИИ). Садоводство, кулинария, резьба по дереву, игра на гитаре, баня, похудение, фитнес многие другие мои интересы остались не охвачены. Я не вижу в ленте таких тем или каналов. Но сейчас специально посмотрел - такие каналы есть!!! Правда качество статей скажем по резьбе оставляет желать лучшего. Ну это конечно можно отнести к несовершенству искусственного интеллекта на данном этапе. Надеюсь со временем ИИ станет более умным. Но тем не менее, проблема-то принципиальная: рекомендательная система загоняет интересы пользователя в определенные рамки рекомендаций, вне которых он не может выйти и получить какие-то новые знания или опыт. Вообще эти рекомендательные системы призваны увеличить прибыль - дать человеку тот продукт, который ему понравится. Но постепенно все идет к тому чтобы человеку нравилось то что дают: экономически невыгодно, если у потребителя будет большой выбор в котором он потеряется. В результате устанет выбирать и возможно ничего не купит. Рекомендательные системы превращают нас в каких-то примитивных роботов-придатков этой самой системы из которой нет выхода.

Но Яндекс.Дзен не просто рекомендательная система для читателей. Дзен - это еще и авторы статей. И тут все еще хуже. Подавляющее большинство авторов жалуется на алгоритм. На самом деле конечно я не уверен что именно большинство авторов. Честно говоря, я думаю что наоборот, большинство довольны. Но поразительно, именно Яндекс.Дзен пытается убедить меня в обратном - все недовольны Дзеном. Ну вы понимаете, как это происходит: я вижу, что у меня мало показов статей. Я наткнулся на статью Дззенофоба с критикой Дзена, зашел на его канал, почитал там несколько статей. Дзен решил что тематика эта мне интересна и теперь валит мне в ленту критику в свой адрес... Такой вот парадокс.

Тем не менее, жалоб на алгоритм достаточно. Но на самом деле Дзен не плохой и не хороший. Это ИИ, который обучают люди. Мы с вами. Вернее это задумано так. ИИ сортирует статьи и каналы по тематике, а потому показывает их подходящей аудитории. Если он правильно определил аудиторию, то CTR будет высокой и статьи будет показываться и показываться. Если низкий, то ИИ с аудиторией "пролетел" И показов соответственно мало. Но авторы хотят денег. И славы. Поэтому видя что какая-то статья получила много показов и дочитываний - бегут писать еще на эту же тему. Ну конечно, показы растут, дочитывания и начисления денег тоже. Все перевернулось с ног на голову, вместо того чтобы обучатся и совершенствоваться, алгоритм "обучает" авторов о чем им надо писать.

Но это - путь в никуда. Алгоритм не улучшается. Читатели не развиваются, не получают новых эмоций и впечатлений а пережевывают одну и ту же жвачку.

Я вот например пишу статьи о серьезных вещах. С долей юмора иногда. Но алгоритм отнес канал в категорию "Юмор и развлечения". Темы статей зачастую ставит вообще "с потолка" Поэтому среднее число показов статьи порядка 1000, а дочитываний 30-40. Хотя некоторые набирают по несколько тысяч дочиток. И я знаю какие это статьи, я даже написал тестовую статью, практически бессмысленную, просто набор слов, но на тему, "которая заходит". Статья легко набрала более 1000 дочитываний. Хотя многие статьи у меня даже и не показывают столько раз. С подобными статьями можно легко вывести канал на монетизацию, но вот только зачем? Мне неинтересно писать про это, читателям думаю тоже неинтересно будет читать такой бред. Да и самому алгоритму Дзена - это тоже не впрок. Пока CTR низкий и мало показов он ищет мне подходящую аудиторию. Стоит "прогнутся" и начать писать о том что "заходит" - все, алгоритм обучатся перестанет, он скажет: "О, я был прав, это канал Юмор и развлечения".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц