Перед нами стоит непростая задача - выбрать наиболее оптимальный вариант штатива на сегодняшний день.
Будем сравнивать штативы Sachtler и Ozen. Что выбрать - проверенную классику или технологичную новинку?
Давайте разбираться.
Штатив - это то без чего не обходится ни один оператор. Будь то новичок или профессионал, из Австралии, Африки, или России. Всем и всегда нужен хороший штатив для съемки.
Раз уж мы затронули географию, то наиболее частая проблема для всего мира сейчас одинаковая, как сэкономить и в то же время не купить откровенный хлам. Покупатели привыкли к знакомым брендам, которые служат не менее десяти лет. Однако в связи с очередным кризисом, не всегда получается купить то что хочется. Выбор сейчас огромный, брендов и моделей по любой цене - множество, тут главное не ошибиться.
Сегодня сравним два штатива. Классическую модель Sachtler System FSB 6 / 2 MS AL и совершенно новый для российского рынка штатив Ozen System 6AL2S.
Можно сказать, что эти штативы делала одна команда, но потом их дороги разошлись, и появился новый бренд.
- Штатив Sachtler System FSB 6 / 2 MS AL. Операторы знают его настолько хорошо, что могут работать в абсолютной темноте, наощупь настроить контрбаланс, закрепить ноги, и установить камеру.
- Штатив Ozen System 6AL2S, этот бренд недавно появился на российском рынке, и оказался настолько удачным, что многие клиенты тут же купли модель, сразу после тестирования.
Краткая справка об истории этих брендов.
Sachtler - изначально немецкая фирма, не так давно ее приобрела корпорация Vitec Group из Великобритании. Это продукты европейского качества. На рынке фирма с 1958 года, делает штативы для видеокамер, в среднем и дорогом сегменте. Качество исключительное, срок жизни огромный, работают системы при температурах от -40 до +60.
Ozen родом из США - известен во всем мире уже более 10 лет, его создали инженеры, которые работали в компании Sachtler, что уже вызывает доверие. Основу взяли немецкую, но внесли много новаторских идей, при этом смогли снизить цену на продукты. Линейка продуктов большая, от легких моделей до студийных систем.
Оба штатива в нашем обзоре подходят для фотоаппаратов, видео и кинокамер среднего веса, а также легких журналистских комплектов.
Наконец-то переходим к сравнению.
Комплектация
Начнем с комплектации. На что обычно не обращают внимание в комплектации штатива - кофр. Чтобы переносить штатив с места на место, в машине, самолете, метро вам нужен хороший кофр. Он спасет штатив от повреждений, а ремень поможет оператору при переноске, разгрузив его руки.
У Sachtler кофр из мягкого материала, удобный в эксплуатации, материал прочный, материал усилен в области штативной головы, добавлена мягкая прокладка. Также есть широкая стяжка из велкро ленты, для фиксации штатива при транспортировке. Ручки фиксируются между собой, а плечевой ремень достаточной длины и ширины, для переноски штатива.
Ozen - кофр похожий. У него чуть больше места внутри, что может быть удобно для переноски мелочей. Коммутационные провода, аксессуары: стяжки, аккумуляторы, вспомогательный мини-штатив и прочие полезные мелочи. Ремни и ручки выполнены из прочной ленты, молнии оснащены фирменными японскими замками. С таким кофром штатив не страшно сдать даже в багажное отделение самолета.
Комплектация штативов
- Sachtler. Штативная голова, одна не раздвигающаяся ручка. Ноги из алюминия с нижней растяжкой. На штативной площадке есть набор винтов с разным диаметром резьбы, батарейка для питания подсветки уровня, инструкция.
- Ozen. Голова штатива, телескопическая ручка, алюминиевые ноги со средней растяжкой. Винты встроены в штативную площадку, она кстати совместима со стандартом s-loc от sachtler. Инструкция. Батарейка, которая уже установлена в пузырек подсветки.
Вес штативов
Спросите любого оператора , что самое главное в штативе, он скажет - вес. Это очень важный параметр, особенно в полевых съемках, но все же легкие штативы это тоже минус, так как легкий штатив может быть сделан из менее прочных материалов. Некоторые считают, что штатив должен весить также как камера. Но я думаю, что как минимум половину веса, чтобы быть устойчивым и не “играть” при работе с камерной системой.
- Satchler - 3.5 кг
- Ozen - 2.54 кг
Нагрузка на штатив
Немаловажный фактор - нагрузка, которую способен вынести штатив.
- Satchler от 1.5 до 8 кг
- Ozen от 1 до 8 кг
Здесь стоит сказать, что не нужно полностью загружать штатив, если у вас камера в обвесе, допустим Blackmagic Studio Camera с хорошей оптикой - весом в 4 килограмма - этого хватит. То есть штатив недогружен, механизмы работают с щадящей нагрузкой, а срок жизни штатива увеличивается. И наоборот, если вы полностью нагрузите штатив, и захотите добавить еще маленький видеосендер, то можете скоро испортить механизмы контрбаланса и фиксации.
Штативная пластина
Теперь разберемся со штативными головами. Начнем с пластины, к которой крепится камера.
Штативные пластины одинаковые, одного стандарта. Площадки похожие, поэтому можно поменять местами пластины на штативах. Это очень хорошо, бывает, что пластины теряются или забывают на камерах, поэтому единый стандарт - это удобно.
Как крепится камера к штативной площадке. Дюймовые винты - это мировой стандарт, размером они ⅜ и ¼ дюйма. Лучше использовать сразу два винта, чтобы камера не крутилась на площадке. Если же у камеры всего одно отверстие, то у вас два варианта, использовать пин штатива, иногда на основании камеры есть отверстие для этого. Если нет, то положите между площадкой и корпусом камеры кусочек резины или изоленты, может быть не эстетично, зато камера не будет съезжать.
- Ozen - на штативной пластине у два винта, которые можно заменить на нужный диаметр, убрать один винт или оставить два с одинаковой или разной резьбой любого диаметра.
- Satchler - винт интегрирован в площадку, потерять его сложно, тут же есть пин для отверстия для легких камер, который предупреждает свертывание камеры по горизонтали.
Ручки фиксации движения по оси X по оси Y.
На штативах они расположены в разных местах, это зависит от привычки оператора. Кому-то нравится когда ручки по бокам головы, кому-то когда горизонтальная фиксация вынесена на переднюю часть.
Регулировка усилия перемещения камеры, также важная вещь, помогающая оператору делать плавные панорамы и проезды. Работает одинаково на обоих моделях, настраивается удобно и точно, с уровнем усилия от 0 до 4.
Контрабаланс - эта опция не дает камере кивнуть вперед или опрокинуться назад, что бывает при тяжелом сетапе. Вы можете сделать движение камеры очень тугим или полность ослабить его.
Наклон головы по вертикали.
- Ozen от -80 до +90 градусов
- Sаtchler от -75 до + 90 градусов
Не так часто штатив надо задирать вверх, или снимать что-то в нижней точке, но хорошо, когда есть свобода движения, ведь иначе придется изменять длину ног штатива, а это влияет на устойчивость всей системы.
Индикатор уровня
Если вам нужна ровная панорама, то вспомните о простейшем механизме, который есть у каждого штатива - это пузырьковый индикатор уровня. У Ozen и Sаtchler пузырьки почти одинаковые и хорошо читаются. Батарейка спрятана внутри штатива. Конечно же она не нужна для работы уровня, но в темное время это помогает настроить камеру.
Дополнительные фишки
Еще на голове штатива Ozen есть отверстия для крепления разных аксессуаров, на Sаtchler сделано что-то подобное - места для хранения дюймовых винтов для штативной площадки. Не каждый оператор пользуется этими отверстиями, но все же хорошо, когда они есть.
Операторы работают с одной или двумя ручками, это помогает плавнее позиционировать камеру, а также экономит силы. В студии удобнее работать с двумя ручками, вынеся на них управление, в поле хватает и одной.
Управление штативом
У Sаtchler ручка обычная и крепится она напрямую к голове штатива. у Ozen - ручка телескопическая, что немного добавляет вес, но крепится она на сменную розетку, которую можно заменить, так как рано или поздно резьба на голове стирается.
Крепление головы к ногам, здесь все стандартно у обоих штативов диаметр шаровой основы - 75 мм, ручки фиксации головы практически одинаковые, форма у них разная, но доступ и хват удобный.
Теперь оценим ноги. И это тоже очень важно для работы оператора. У обоих штативов трубки из легкого и прочного алюминия, диаметр одинаковый.
Правда есть отличие, Sаtchler использует клей для крепления ног и полимерных деталей штатива, а Ozen по передовой технологии впрессовывает ноги в эти детали. По обещаниям производителя такая технология существенно увеличивает срок службы системы и не дает люфтов. Как это работает на практике - покажет время.
Тонкости регулировки
У обоих штативов по три колена, по два удлиняющих звена, и на каждом по два фиксатора. У Ozen эти фиксаторы поворотные, с регулируемым усилием.
Sаtchler также сделал вращающиеся ручки, правда меньшего размера и не такой удобной формы.
Растяжка для устойчивости
Растяжка, без которой ноги разъедутся, на Sаtchler она средняя, с изменяемой длинной, чтобы ноги можно было раздвинуть еще больше. У Ozen она нижняя, опять же какую из них использовать решать оператору. Нижняя более устойчивая, на нее можно даже встать или положить груз, средняя более оперативная, легкая и не пачкается.
Упор штатива
И наконец нижняя точка штатива - упор. У обоих систем это полимерные пятки, которые снимаются, и под ними находятся шипы. Оператор порой не знает где будет следующая точка съемки и какая погода там будет, так что штативы рассчитаны на работу на самых разных поверхностях, асфальт, песок, снег, лед, земля, грязь.
По многим параметрам штативы похожи, но есть деталь, которая отличает Ozen от конкурента — ручка для оперативного перемещения по локации съемки. С ней штатив можно поднять не за голову, а удобно схватить сбоку и перенести на небольшое расстояние.
Цена
Конечно важный фактор при покупке - это стоимость.
- Sachtler System FSB 6 / 2 MS AL - около 200 тысяч рублей
- Ozen System 6AL2S - 98 тысяч рублей
Почему такая разница в стоимости, почти в два раза, при похожих характеристиках. Возможно Sachtler идет по пути так называемой переплаты за бренд. С другой стороны Ozen может позволить себе снизить цену за счет оптимизации процесса производства и новой бизнес-модели.
При этом гарантия на Ozen - 4 года, что говорит о его высоком качестве. и нулевых обращениях в сервис за последний год. У Sachtler гарантия 1 год, хотя эти штативы работают и по нескольку лет в новостном режиме, где самые жесткие условия эксплуатации.
Итог
Что можем сказать в итоге - оба штатива подойдут для легких камер, таких как Pocket Cinema 4K и 6K, так и для тяжелых типа Ursa Broadcast в съемках в студии и в поле
Ozen - по нашему опыту использования можем заявить, что данная линейка штативов являются более технологичной и удобной в использовании по спектру различных параметров.
Sachtler - это классика, с отличной механикой и уверенностью в работе на многие годы.
Ссылка на видео-обзор данного штатива Ozen на нашем канале - https://youtu.be/eLkpjMIJWy0
Подписывайтесь на наши социальные сети, там много всего интересного:
[✓] Сайт - https://proland.ru
[✓] YouTube - https://www.youtube.com/user/TVProland
[✓] Instagram - https://www.instagram.com/clubproland
[✓] Facebook - https://www.facebook.com/clubproland/