Это ещё одна обзорно-справочная статья по бронетехнике Третьего Рейха.
В основе этих статей лежит справочник составленный историками бронетанковой техники Чемберленом, Дойлом и Йентцем.
Мы не будем рассматривать вообще всё, что есть в справочнике, только основные типы машин и, в некоторых случаях, причины их появления именно в таком виде.
- сам справочник я рекомендую иметь тем, кто интересуется бронетехникой или историей Второй Мировой Войны, потому что это серьёзная и детальная работа
- он несколько раз переиздавался и редактировался, к моменту его перевода на русский, так что все сведения актуальны
Знать о разнообразии парка бронетанковой техники в составе Вермахта нужно хотя бы потому, что привычная многим позиция "а давайте посчитаем танки и всё узнаем" не учитывает ни многообразия германской бронетанковой техники, ни, что важнее, причин такого многообразия.
Ремонтные и боевые ремонтно-эвакуационные машины.
Разработка стратегии молниеносной войны, известной нам как Блицкриг, влияла и на формирование танковых войск, и на средства обеспечения их действий.
Танки требовалось, с одной стороны, возвращать в строй как можно быстрее, с другой, нельзя было загромождать танковые части ремонтными подразделениями. Это привело к разделению ремонта танковой техники по признаку того, как быстро можно вернуть в строй эту самую технику.
Всё, что требовало длительного ремонта, направлялось в тыл, что можно было вернуть в строй простой заменой запчастей, вплоть до двигателя и трансмиссии, ремонтировалось либо на месте, либо в своей части.
Такой подход привёл к созданию и применению в войсках ремонтной машины на танковом шасси:
- Instandsetzungskraftwagen I:
На шасси, соответственно, танка Pz.I*
- вес - 5,4 тонны, двигатель - 100 л/с
- именно в контексте ремонта и эвакуации эти сведения весьма важны
причём немцы не стеснялись использовать себе на благо "архаичное" техническое решение с отдельными корпусом танка и крепящейся на нём болтами подбашенной коробкой:
Таким образом, шасси "панцеркопейки", рассчитанное на маленькую одноместную башню танка, легко превращалось в довольно просторную открытую машину. Это же решение позволяло переделывать учебные и ремонтные машины обратно в танки.
Ремонтные машины производились полностью на заводе, без использования переделок, и активно применялись вплоть до 1940-го года, но с перевооружением действующих частей на десятитонные "чешские" танки и двадцатитонные средние Pz.III и Pz.IV польза от таких машин, как средства ремонта и эвакуации, стала весьма сомнительной, хотя в действующих частях их ограниченно использовали и в 1941-м году.
Полугусеничные тягачи достаточно эффективно заменяли ремонтную машину, поскольку без большей части бронирования боевой её можно было назвать лишь с большой натяжкой, и с 1940-го года производство её или её налогов не велось.
Боевые ремонтно-эвакуационные машины, аналогичные современным по назначению, появляются одновременно с новыми средним и тяжёлым танками - Тигром и Пантерой.
Вес "средней" Пантеры достиг 43 тонн и даже тяжёлый 18-титонный полугусеничный тягач мог эвакуировать её далеко не во всех ситуациях, не говоря уже о Тигре с его массой в 58 тонн.
- Bergepanther:
На сей раз бронёй не пренебрегали и надстройка, хотя и не полностью, была защищена толстыми бронелистами: 50 или 80 мм в лобовой и 40 мм в бортовой и кормовой частях.
Машина сохранила вооружение: пулемёт в корпусе или, на ранних БРЭМ, 20-мм пушка в отдельной установке.
Бергепантера оказалась самой массовой БРЭМ (355 машин), сопровождая массовый выпуск "средних" Пантер, Тигров, а затем и ещё более тяжёлых Королевских Тигров и самоходок на их шасси.
В комплекте с истребителями танков Фердинанд в войска пошли и БРЭМ на том же шасси - шасси танка Тигр от фирмы Порше:
Было переделано и три обычных Тигра.
Идея БРЭМ оказалась удачной, а вот положение на фронтах не очень. И к 1944-му году потребность в защищённой бронёй технике способной эвакуировать танки возросла:
Большая часть БРЭМ выпущенных в 1944-1945-м годах - это танки переделанные после ремонта или машины на шасси танков, но также использовались и шасси массово выпускавшихся самоходок.
Наиболее массовой из таких машин оказалась БРЭМ на шасси истребителя танков Хетцер.
170 машин, 106 из которых изготовлены изначально как БРЭМ:
Мостоукладчики на танковом шасси.
При высокой, в общем, потребности в переправочных средствах танки-мостоукладчики не нашли себе места в германской армии. Большая часть выпущенных мостоукладчиков на шасси Pz.IV (15 машин из 20) была переделана обратно в танки:
Использование мостоукладчиков на более лёгких шасси, в ходе кампании во Франции было признано также неудачным, собственно, они и "потянули" за собой "среднетанковые" мостоукладчики - слишком узкая ниша применения.
- другие статьи на канале:
- Как началась война. 1941-й год и наши заблуждения. Мобилизация и развёртывание.