Продавец воздуха. СССР, 1968. Режиссер Владимир Рябцев. Сценарист Александр Петровский (по мотивам одноименной повести Александра Беляева). Актеры: Артём Карапетян, Глеб Стриженов, Валентина Титова, Павел Кадочников, Геннадий Нилов, Евгений Жариков и др. Премьера на ТВ 23 марта 1968.
Режиссер Владимир Рябцев (1940-2014) за свою творческую карьеру поставил всего три полнометражных игровых фильма. Экранизация фантастической повести А. Беляева «Продавец воздуха» — самый известный его фильм.
Некие буржуины хотят законсервировать весь воздух Земли, чтобы потом продавать его задыхающемуся миру…
Кинокритик Александр Руденко полагает, что сегодня «Продавец воздуха» смотрится как «нуаристый параноидальный триллер с нелепым сюжетом» (Руденко, 2007).
Мнения зрителей о «Продавце воздуха» сегодня существенно расходятся:
«Буквально на днях повторяли по одному из ретро каналов. Случайно попала и не смогла переключиться. А какая игра! Какие актеры! Идея опять-таки... Просто завораживает. Ну не умеют сейчас так снимать, не умеют» (Руйнмуд).
«Посмотрел сразу после прочтения романа. Яркая приключенческая фантастика и замечательные образы превратились в серое, вялое, бедное на выдумку и дешёвое кино. А главное: исковеркан смысл и идеи романа. Даже именитые актёры не спасают ситуацию» (А. Селеверов).
Александр Федоров, 2021
Гибель сенсации. СССР, 1935. Режиссер Александр Андриевский. Сценарист Георгий Гребнер (по пьесе Карела Чапека "R.U.R."). Актеры: Сергей Вечеслов, Владимир Гардин, Мария Волгина, Анна Чекулаева, Василий Орлов, Сергей Мартинсон, Сергей Минин, Павел Полторацкий, Александра Хохлова и др.
Режиссер Александр Андриевский (1899-1983) поставил четыре полнометражных игровых фильма, из которых тысячу самых кассовых советских кинолент вошел «Робинзон Крузо» (1947).
Киновед Екатерина Хохлова писала, что «самым интересным в картине оказались движущиеся роботы… Мастерство, с которым они сделаны, поражает и современных зрителей. … «Гибель сенсации» – картина, типичная для середины 1930-х годов, когда техника звукозаписи была еще несовершенной. Поэтому игровые эпизоды, где актеры вынуждены приспосабливаться к звукозаписывающей аппаратуре, отличаются характерной для кинематографа того времени театральностью. Не избежал этого даже такой профессионал, как Владимир Гардин, исполнивший роль Джека Рипля, брата главного героя, изобретателя роботов. В то же время немые сцены, смонтированные в лучших традициях советского немого кино 1920-х, поражают мастерством, которое проявил начинающий режиссер» (Хохлова, 2010: 24).
Зрители XXI века до сих пор готовы с жаром обсуждать «Гибель сенсации»:
«Потрясающий для своего времени технотриллер" (Олег).
«Повествование поражает! Тут конечно очень много революционной пропаганды, но ... Отличный фильм. Настоящая классика» (Константин).
Александр Федоров, 2021