Некоторые важные генерализованные подкрепители образуются, когда поведение подкрепляется другими людьми.
Простой случай этого — внимание. Распространенным является пример ребенка, который себя ведет плохо, «только чтобы добиться внимания». Внимание людей обладает подкрепляющей силой, поскольку является необходимым условием для получения от них других подкреплений.
Вообще говоря, наше поведение подкрепляют только люди, уделяющие нам внимание. Внимание человека, от которого с большой вероятностью можно получить подкрепление - родителя, учителя или возлюбленного, - является особенно хорошим генерализованным подкрепляющим стимулом и приводит к особенно сильному поведению, направленному на получение внимания.
Многие вербальные реакции напрямую требуют внимания, например, «Послушай», «Смотри» или зов по имени. Другие характерные формы поведения, которые обычно сильны, поскольку привлекают внимание, - это симуляция болезни, раздражающее поведение и выставление себя на показ (эксгибиционизм).
Внимания часто недостаточно. Вероятно, другой человек станет подкреплять только ту часть поведения, которую он одобряет, и, таким образом, любой знак его одобрения становится подкрепляющим сам по себе. Подкрепляется поведение, которое вызывает улыбку, или вербальную реакцию «Правильно», «Хорошо», или любую другую похвалу.
Мы используем этот генерализованный подкрепитель, чтобы создавать и формировать поведение других людей, особенно в образовании. Например, мы учим и детей, и взрослых говорить правильно, произнося «Это правильно», когда они демонстрируют должное поведение.
Ещё более сильный генерализованный подкрепитель - это любовь (нежность, теплота). Она может быть особенно сильно связана с сексуальным контактом как первичным подкрепляющим стимулом, но когда человек, который демонстрирует любовь, даёт также и другие виды подкрепления, эффект генерализуется.
Внимание, одобрение и любовь трудно определить, наблюдать и измерить. Это не вещи, а аспекты поведения других. Их тонкие физические характеристики представляют сложность не только для ученого, который должен их изучать, но также и для индивида, которою они подкрепляют.
Если нам непросто увидеть, что кто-то уделяет нам внимание, одобряет или любит нас, наше поведение не будет последовательно подкрепляться. Вследствие этого оно может быть слабым, склонным происходить не в то время и прочее.
Мы не знаем, что сделать, чтобы получить внимание или любовь, или когда это сделать. Ребенок, пытающийся получить внимание, влюбленный - знак симпатии или художник - профессиональное одобрение, демонстрируют стойкое поведение, которое, как мы увидим в главе VI, возникает только в результате прерывистого подкрепления.
Другой генерализованный подкрепитель - это покорность других. Когда кот-то принуждают силой давать различные подкрепления, любой знак его подчиненности становится генерализованным подкрепляющим стимулом. Задиру подкрепляют знаки трусости, а представителей правящего класса - знаки уважения.
Престиж и уважение являются генерализованными подкрепителями только постольку, поскольку они гарантируют, что другие люди будут вести себя определенным образом. То, что «поступать по-своему» подкрепляет, видно из поведения тех, кто контролирует ради самого контроля. Физические параметры покорности обычно более заметны, чем признаки внимания, одобрения или любви. Задира может добиваться четких признаков своего доминирования, а ритуальные обычаи подчеркивают почтение и уважение.
Генерализованный подкрепляющий стимул, отличаемый но своим физическим деталям, - это знак, жетон (token). Самым распространенным примером являются деньги. Эго генерализованный подкрепитель в полном смысле слова, поскольку, хотя «не все можно купить за деньги», его можно обменять на великое множество первичных подкрепителей.
Поведение, подкрепленное деньгами, относительно независимо от кратковременной депривации организма, и общая полезность денег как подкрепителя отчасти вытекает из этого факта. Их эффективность также обусловлена их физическими параметрами. Они позволяют сформировать четкую конгингенцию между поведением и последствием: когда нам платят деньгами, мы знаем, чего наше поведение достигло и какое именно поведение отвечает за это достижение.
Также в этом случае можно более успешно обусловить подкрепляющий эффект: ценность денег как средства обмена более очевидна, чем у внимания, одобрения, любви и даже покорности.
Деньги - это не единственный знак. Например, в сфере образования действия человека отчасти связаны с получаемыми оценками, отметками и дипломами. Их не так просто обменять на первичное подкрепление, как деньги, но возможность этого присутствует.
Образовательные знаки образуют определенную последовательность, в которой один можно обменять на следующий за ним, а конечный знак, диплом, обычно имеет ясную коммерческую или статусную ценность. Как правило, призы, медали и стипендии за высокие оценки или особые умения и достижения явно не связаны с первичными подкрепителями, но четкие физические параметры таких наград дают преимущество в организации контингенций. Обычно конечное подкрепление похоже на то, что имеют престиж или уважение.
Легко забыть про источники происхождения генерализованных подкрепителей и считать, что они подкрепляют сами но себе. Мы говорим о «потребности во внимании, одобрении или любви», «потребности в доминировании» и «любви к деньгам», словно они являются первичными депривационными состояниями.
Но способность к подкреплению подобными вещами вряд ли могла развиться за тот короткий период времени, в течение которого преобладают необходимые состояния. Внимание, любовь, одобрение и покорность, по-видимому, существуют в человеческом обществе только краткий период времени относительно продолжительности всей эволюции вида. Более того , они не представляют устойчивые формы стимуляции, поскольку зависят от отличительных особенностей отдельных групп.
Поскольку любовь главным образом связана с сексом, ее можно связать с состоянием первичной депривации, которая до определенной степени не зависит от личной истории индивида, но «знаки любви», которые становятся подкреплением в силу своей связи с сексуальным контактом или другими подкрепителями, едва ли обладают подкрепляющей способностью в силу генетических причин.
Знаки имеют еще более недавнее происхождение, и нечасто кто-то всерьез считает, что потребность в них является врожденной. Обычно мы можем видеть процесс, посредством которого (в котором) ребенок начинает получать подкрепление в виде денег. И все же «любовь к деньгам» часто кажется автономной, как и «потребность в одобрении», но если мы ограничим себя наблюдаемой эффективностью этих генерализованных подкрепителей, у нас будет столько же оснований для признания врожденной потребности к деньгам, как и для признания врожденной потребности во внимании, одобрении, любви или доминировании.
В конечном итоге генерализованные подкрепители становятся эффективны, даже когда первичные подкрепители, лежащие в их основе, больше им не сопутствуют. Мы играем в игры, требующие особых умений, ради них самих. Мы стремимся получить внимание или одобрение ради них самих. За любовью не всегда следует более явное сексуальное подкрепление. Покорность других людей подкрепляет даже в том случае, когда мы не извлекаем из нее пользу. Деньги могут быть таким сильным подкреплением для скряги, что он скорее будет голодать, чем лишится их.
Эти наблюдаемые факты должны занять свое место в любом теоретическом или практическом рассмотрении. Они не означают ни того, что генерализованные подкрепители являются чем-то большим, чем физические свойства наблюдаемых в каждом случае стимулов, ни того, что они представляют собой нефизические сущности, которые нужно принять во внимание.