Страниц: 350
Оценка: 6/10
Мне нравится читать о создании известных брендов: это не только вдохновляющие примеры, но и возможность почерпнуть полезную информацию — как и с точки зрения бизнеса, так и для лучшего понимания окружающей действительности.
Убером я с удовольствием пользовалась, пока его в России не поглотил Яндекс, а в других странах, где Убера нет, я страдаю без возможности просто заказать машину с телефона. Например, Убера нет в Будапеште: вместо него есть только аналог Taxify с зависающим приложением.
Примечательно, что книга написана не одним из сотрудников компании, как обычно происходит («Дело не в кофе» Бехара, «Alibaba и умный бизнес будущего» Цзен Мина, например), а сторонним журналистом. Адам Лашински пишет о компаниях и бизнес-процессах Силиконовой Долины и Уолл-стрит, а до книги об Uber он написал об Apple.
С первых же страниц в глаза бросается один нюанс: это скорее книга об одном из основателей Uber Тревисе Каланике, чем о самой компании в целом. Каланик — личность противоречивая. Он одновременно и успешный бизнесмен, и резкий, неприятный в общении человек. На всём протяжении книги Лашински пытается понять, каков же этот Каланик и как к нему относиться. Он пытается найти в Тревисе какие-то достоинства, которые бы нивелировали его грубое поведение и необдуманные слова, но всё тщетно. В бизнесе Каланик твёрд, беспощаден и деспотичен: строит планы за спиной инвесторов, смещает с должности людей ради своих приятелей. В общем, делает всё, что ему захочется. Поначалу у Адама не получалось даже получить разрешение на написание материала об Uber: Каланик пригрозился уничтожить его карьеру, если тот посмеет что-то написать. Да и после получения разрешения на книгу журналист бегал хвостиком за Калаником, добиваясь аудиенции.
Но хватит о Каланике, что же о самой компании? Здесь Адам подошёл ответственно. Он рассказал нам, как появление интернета и телефонов iPhone повлияло на создание Uber, как предыдущие стартапы Каланика помогли созданию компании и как вообще родилась идея вызова такси через приложение. Я не знала, что Uber была первопроходцем: именно эта компания первая создала приложение для вызова такси. Именно благодаря Uber такси для нас больше не роскошь, а обычное средство передвижения, быстрое и надёжное.
Лашински рассказал, как начиналась компания Uber в виде сервиса по заказу лимузинов, как под влиянием службы такси Lyft появилось подразделение UberX с более или менее привычными уровнем сервиса и стоимостью.
Однако больше он нам ничего толком и не рассказал. Как я поняла, Адама не допустили к действительно инсайдерской информации. Книга на 70% состоит из рассказов о Каланике, а на 30% — из истории становления Uber.
Помимо ранних лет жизни компании и небольших зарисовок из наших дней никакой больше информацией с нами не делятся, поэтому мы не можем понять, почему же всё-таки Uber стала лидером. Наоборот даже: нам рассказывают о конкуренции с Lyft, лишь благодаря которой Uber перестал быть только дорогим роскошным сервисом, а решил занять и нишу обычного такси. Нам рассказывают о неудачах в Азии и даже грозившем в Южной Корее заключением Тревора Каланика.
После прочтения встаёт вопрос: так как же они добились «мирового господства»? Лишь за счёт того, что были первыми? Благодаря упёртому сооснователю (который гордо именует себя просто основателем)? Благодаря нежеланию слушать общественность? Или из-за скотского отношения к таксистам, низкого порога входа и небольшой оплате труда? Или всё-таки нужно благодарить инвесторов за массивные вливания денег?
В общем, книга своеобразная. Вроде бы и информация в ней какая-то есть, но лишь малая часть из неё полезна. История основания компании — да, подробное описание всех ранних проектов Каланика — нет.
Название у книги кликбейтное: нет ни «инсайдерской» истории, нет ни истории «мирового господства». Uber действительно многое сделала для мира, но сложно сказать, что она «господствует».
Книга прочитана в рамках Книжного челленджа от Шагающего Экскаватора ##челлендж_шаэс — пункт 26, книга об известном бренде