Найти тему
Алексей Коновалов

Славянские языческие боги в древних русских книгах. Часть 3.

Здравствуйте, друзья. Давайте продолжим читать о славянском и русском язычестве из древних русских книг—единственном источнике знаний о этой тёмной теме русской истории.

Слово св. Григория, раскрытое в толкованиях, о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали; то и ныне творят (XI–XII вв.).

"Паисиевский список (XІV в.). <…> От тех [почитателей Озириса] приучились халдеи, начали требы им творить, Роду и рожаницам, порождению проклятого бога Осира. <… > Откуда и приучились эллины класть требы Артемиду и Артемиде, т. е. Роду и [двум] рожаницам. Так же и египтяне. Так же и до славян дошло это слово, и те начали требы класть Роду и рожаницам прежде Перуна, бога их, а прежде того клали требу упырям и берегиням. По святом Крещении Перуна отвергли и к Христу-Богу пришли. Но и ныне по окраинам молятся ему, проклятому богу , и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и вилам, и то творят тайно. Этого не могут лишиться — проклятого ставления второй трапезы, названной «Роду и рожаницам» <…>."
Слово святого Григория.
Слово святого Григория.

В этом отрывке видны попытки духовенства избавить христиан от старой языческой веры, "суеверия", но народ не мог вот так сразу отказаться от своих привычек.

Некоторые из названий славянских богов я снабдил гиперссылкой, перейдя по которым, вы можете прочитать о этих богах. Но продолжим:

"Новгородско-Софийский список (XV в.). <…> Тем же богам требу кладут и творят и славянские народы: вилам и Мокоши-Диве, Перуну, Хорсу, Роду и [двум] рожаницам, упырям и берегиням, и Переплуту, и, вертясь, пьют в честь его из рогов. И Огню Сварожичу молятся, и навьям баню топят <… > и Мокошь чтут. <… > Чреву служащие попы установили прикладывать [тропарь] Рождества Богородицы к рожаничной трапезе. <…> И недели день, и кланяются, написав жену, в человеческом образе тварь."

Здесь осуждается духовенство, потакающее языческим обрядам. Священник читает тропарь Рождества Бого тородицы перед праздничным ужином, а после остатки еды на столе остаются на ночь, для духов-рожаниц.

"Чудовский список (XV в.). <…> Веруют в упырей и младенцев, почитают мертвых. <.. > А другие под овином и в хлевах скотских молятся, как язычники <…>, и скотному богу, и попутнику, и лесному богу, и спорыньям, и Спеху(спорыньи и Спех—вероятно, божества урожая). <…> Эти не только бога знают, но и христианами себя называют, а горше язычников дела творят, да примут горше их муку <…>."

Хотя христианские авторы осуждают христиан, которые молятся также языческим богам, однако нельзя не заметить, что эти строки также являются неоценимыми источниками знаний о верованиях языческой Руси.

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере. XI век.
Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере. XI век.

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере. XI век.

"Как Илья Фесвитянин (то есть пророк Илья), заклавший иереев и жрецов идольских числом 300 <…>, так и этот(неизвестный христолюбец) не может терпеть христиан, двоеверно живущих, верующих в Перуна и Хорса, и в Мокошь, и в Сима, и в Регла, и в вил, которых числом 30 сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур им режут. И много молятся; зовут его Сварожичем <…>. Не только же невежды то творят, но и ведающие, попы и книжники. Если того не творят ведающие, то пьют и едят молебную ту еду; если ж не пьют и не едят, то видят деяния их злые; если же не видят, то слышат и не хотят их поучить. Если бы кто и хотел научить, то прочий невежды не дадут зависти ради, и на убийство покушаются."

И опять про попов и книжников упоминается. То есть ещё долго русские люди, в том числе и батюшки, не могли избавиться от старых привычек.

"Не подобает христианам игр бесовских играть, которые суть плясание, музыка, песни бесовские и жертва идольская, когда молятся под овином огню, и вилам, и Мокоши, и Симу, и Реглу, и Перуну, и Волосу, скотьему богу, и Роду и рожаницам, и всем тем, которые им подобны. <…> Которые ставят кроме трапезы кутейной — законного обеда, ту, которая нарицается незаконная трапеза, именуемая «Роду и рожаницам»."

Здесь снова мы сталкиваемся с обычаем оставлять еду на столе на ночь для предков, которую автор этого отрывка называет "незаконной трапезой".

Чтобы прочитать остальные части статьи, перейдите по ссылке:

Часть первая.

Часть вторая.

Друзья, здесь мы ненадолго прервёмся, чтобы в следующий раз вновь начать читать отрывки из древних книг о седой русской старине и обычаях дохристианских.рузья, здесь мы ненадолго прервёмся, чтобы в следующий раз вновь начать читать отрывки из древних книг о седой русской старине и обычаях дохристианских.

До скорой встречи.