Найти тему

Актуальный Гоголь

Алексей БЕЛЯКОВ

«Мертвые души» Константинопольского. Четыре серии за вечер, легко.

Да, я очень не люблю «актуализации» классики. Редко кому это удается. Но моя претензия к режиссеру в другом.

Забудем о Гоголе. Его поэма тут ни при чем. Ну так, на уровне имен и некоторых реплик, вставленных будто специально как цитаты из популярных стендаперов. «Давненько не брал я в руки шашек».

Ну и голая схема: некий Чичиков едет из столицы в некую область. Ну тоже не бином Ньютона, кто только не ехал из столицы в некую область. Да хотя бы в Петушки.

Улыбочка киношного Чичикова — это вообще. Ведь у Цыганова очень приятное лицо, обаятельное, благодушное. Но вот эта его улыбочка в фильме — ну прям будто снята с морды Рогозина или какого-то упыря-блатаря из КГБ. Да, Цыганов — очень хороший актер, это тоже совсем не открытие.

А теперь моя главная «претензия» к режиссеру. Сериал — это никакая не сатира, не гротеск, не шарж, не буффонада, не гипербола-хуербола. Дело в том, что так всё и есть. Константинопольский ничего не придумал, даже, может, чуть не дотянул до космизма русского чиновничьего абсурда. Они так все и живут. Именно так, как в фильме. Вот эти губернаторы, эти мэры, эти прокуроры, эти главы местных УВД и прочих управлений культуры. Они все живут вот так — между совещаниями, где легко пилят миллионые бюджеты, словно режут георгиевские ленточки, — и между своими усадьбами, где погружаются с блядьми в кокаиновые грезы, хохоча в огромных бассейнах, заполненных шампусиком «Кристал». А на берегу ансамбль напомаженных казаков с иконами Сталина отплясывает на мейсенском фарфоре под группу «Любэ». Затеи сельской остроты. Как писал А.С. Пушкин, который подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ». Но повторюсь, Гоголь тут ни при чем.

У каждого из них, этих городничих и прокуроров, есть лишь один страх — что его сожрет кто-то, у кого погоны ажурней. Поэтому лизоблюдство растворено в их кабинетах, распыляется ароматизаторами в их поршах и ламборгини. Лизоблюдство, тотальное лизоблюдство — это новый большой стиль.

Они реально так живут, вот какая фигня. Григорий Константинопольский снял документальное кино.

И я уверен, что этот сериал они, герои, смотрят нынешними вечерами с экстатическим наслаждением. Чиновники, их жены и бл.ди. «Смотри, а этот прям вылитый наш! Прям будто с него!» — «А эта ну вообще реально ты, Натаха!».

И общий хохот. И кто-то еще скажет:

«А чо, надо этого, как его, Константинопольского, позвать снять нашу вечеринку. Реально круто пацан снимает».

Тут все живо начинают обсуждать будущую вечеринку с участием Бузовой и Стинга.

И никуда, бл.дь, Русь не несется. Тут Николай Васильевич тоже ни при чем. Гоголь вообще был слишком большим оптимистом. Как ни смешно.