Найти тему
Мел

"Ребёнка не нужно дрессировать, как обезьянку". Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

К первому классу ребёнок должен быть готов не только интеллектуально, но и физиологически - ведь ему нужно перестраиваться на новый режим, адаптироваться к новым требованиям и новому окружению. Как уберечь ребёнка от нервного тика, потери аппетита и проблем с обучением, "Мелу" рассказала директор института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Что такое физиологическая готовность к школе

Ребёнок готов к школе не тогда, когда умеет читать и писать, а когда может осваивать эти навыки. Ребёнок способен учиться с момента рождения, а в школе – когда он достигает определённого этапа возрастного развития. С физиологией связана способность ребёнка реагировать на изменения ситуации, среды обитания, на появление новых требований – то есть на все те изменения, которые приходят, кода ребёнок идёт в школу.

У одних детей это происходит в шесть лет, у других – в восемь. Раньше не подготовленных к обучению детей не было, потому что в школу шли учиться в 7,5–8 лет, а в школе требования, которые предъявлялись детям, были адекватны их возможностям. От них не требовали научиться читать и писать за три месяца, и уж тем более не требовали уже уметь читать и писать. И все были готовы. Мы изменяем наши требования, и организм ребёнка не может им соответствовать в силу возрастных особенностей развития. Это не зависит от того, хотят или не хотят родители, чтобы ребёнок пошёл в школу именно сейчас.

Фото: iStockphoto / chasdesign
Фото: iStockphoto / chasdesign

К примеру, учиться читать в четыре года могут 15-20% детей. И если мы в этом возрасте отправим детей в школу, 80% детей не научатся читать. Но если мы отправляем детей в школу с шести лет, то тоже остаётся какое-то количество детей, которые не смогли научиться до школы, – и они в этом не виноваты, так шло их возрастное развитие.

Ребёнка развивает всё, что его окружает. Если ребёнок живёт в стерильной среде, он не развивается

Мы знаем про эффект госпитализации: когда дети в детдомах отстают в развитии, потому что с ними не играют, им не поют песни, их не ласкают, у них нет игрушек. Ребёнка не нужно специально учить письму и чтению, но если вы с ним играете, если читаете ему, поёте песни, вместе с ним прыгаете и бегаете, он развивается.

Это не значит, что его нужно дрессировать, как обезьянку. Никогда не бывает так, что вы играете в какую-то игру и целенаправленно развиваете логику. Потому что когда вы с ним играете, вы развиваете и речь, и память, и мышление – в том числе и логическое.

Как понять, что ребёнок готов пойти в первый класс

При желании родители, конечно, могут обратиться к психологам, но они не всегда адекватно оценивают ситуацию. Родитель знает своего ребёнка лучше всех, и он сам по некоторым признакам может понять, стоит ему идти в школу или ещё нет.

Прежде, чем решать вопрос о готовности ребёнка, нужно понять, в какую школу вы хотите его отдать

Например, если ребёнок с трёх лет занимается с логопедом, и у него уже почти всё хорошо, но всё ещё бывают сложности с составлением рассказа по картинке и грамотным построением предложения, не стоит отдавать его в школу с углублённым изучением иностранных языков. Потому что он ещё не освоил родной язык.

Или, например, родители знают, что их дошкольник часто болеет. Такого ребёнка точно не стоит отдавать школу с высокой нагрузкой и множеством дополнительных занятий, где он будет проводить полный день. Потому что он этого просто не выдержит.

Школы проверяют готовность детей к школе, но они оценивают один показатель – интеллектуальное развитие. Умение читать, писать, рассуждать и так далее. А на самом деле ребёнок может быть интеллектуально блестяще развит, но физических сил у него нет, и он скоро начнёт болеть.

Что происходит, когда неподготовленный ребёнок идёт в школу

Всё это видно сразу. Во-первых, дети очень сильно устают, жалуются, капризничают. Могут обостриться хронические заболевания, усиливаются неврозоподобные расстройства – беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, тревожность, консерватизм. Последнее очень часто проявляется в еде, в нежелании менять обстановку, в боязни новых людей. Во-вторых, проблемы с обучением. Когда не получается читать, писать, внимательно сидеть и думать на уроке, когда учительница жалуется, что школьник не слушает, отвлекается, крутится. Когда родители видят, что он не помнит, что было на уроке, вчера выучили – сегодня он начинает сначала.

Фото: iStockphoto / gpointstudio
Фото: iStockphoto / gpointstudio

Как родители могут помочь ребёнку

В моём опыте консультативной работы было очень много случаев, когда забирали ребёнка. Затем приводили на следующий год, и всё было в порядке. А бывает, что не рискнули, оставили первоклассника доучиваться, и это был мучительный год и для ребёнка, и для учителя, и для родителей. Дублировать первый класс у нас не принято, в результате ребёнок идёт во второй класс, не освоив программу первого, а дальше как снежный ком. Троечники и двоечники в средней школе – это те дети, которые закончили начальную школу, не освоив навыки письма и чтения. По статистике Института возрастной физиологии РАО, таких детей сегодня – от 40 до 60 %. А это базовые навыки, и учиться без них невозможно. И дальше ситуация только ухудшается, потому что ребёнок живёт в состоянии постоянной неудачи. Всё осложняется тем, что у нас очень высокий темп обучения в школе, и дети находятся постоянно в ситуации цейтнота.

Ключевой фактор, который находится во власти родителей, - это режим. Когда я рассказываю родителям о режиме - я это наблюдаю всегда - у них становятся очень скучные лица

Режим - казалось бы, что от этого зависит. А от этого зависит здоровье ребёнка. Если в течение лета режим не нарушается, если ребёнок не ложится когда хочет, не спит до полудня, тогда ему будет гораздо проще пережить период адаптации. Ещё есть такое правило – не нагружать ребёнка в первые недели дополнительными нагрузками, первый месяц.

Вообще, помогать ребёнку должна школа. Первый месяц обучения нужно отводить под повторение. Сейчас, по-моему, этого не происходит: интенсивность работы такая, что, как говорят учителя, просто нет времени на раскачку.

Почему домашнее обучение – это не выход

Сейчас очень многие родители переводят детей на семейное обучение. Мне кажется, это не спасёт ситуацию. Потому что десять лет домашнего обучения - это исключительная ситуация. А если домашнее обучение будет только в начальной школе, это закончится тем, что период адаптации придётся на основную школу, и там это может быть ещё сложнее, потому что это период полового созревания. Он наступает достаточно рано – в 9-10 лет и это как раз пятый-шестой класс.

В то же время есть дети, которые по ряду причин просто не смогут сразу учиться в массовой школе: они не выдерживают темп и большие группы детей. В таком случае, если всё благополучно лет до 12 лет, можно постепенно увеличивать время общения с другими детьми, подготавливая ребёнка к обучению в основной школе.

Фото: iStockphoto / Chalabala
Фото: iStockphoto / Chalabala

Что происходит с ребёнком при переходе в среднюю школу

С переходом в среднюю школу меняется всё. В начальной школе у нас почти везде один педагог, и взрослые вряд ли задумываются о том, что с пятого класса школьнику пять-шесть раз в день нужно переключиться на новый темп речи, на новые требования, потому что у каждого учителя на уроке всё по-своему. Это очень серьёзная физиологическя и психологическая нагрузка. К тому же в этот период организм испытывает столь сложные перестройки и живёт в таком напряжении, что очень сильно снижаются функциональные возможности познавательной деятельности. Это значит, ребёнок с большим трудом концентрирует внимание, ему сложнее что-то запомнить – вот, казалось бы, в прошлом году легко запоминал стихотворение в 12 строк, а в этом почему-то возникают проблемы.

Родители говорят "ленится" или жалуются, что ребёнок «скатился на тройки». А это не он скатился, а его функциональный ресурс

А когда у ребёнка что-то не получается, ему сложнее сделать, чтобы получалось. Когда не получается сегодня, не получается завтра, от него все время требуют – результат понятен.

Дело в том, что ребёнку всегда нужно положительное подкрепление. Не хвалить вообще (хотя ребёнку очень важно говорить, что его любят, несмотря на его оценки, это совсем другое), а подбадривать, объяснять, помогать, а не только требовать. Родители часто только требуют и совсем не помогают.