Как известно, советская власть разрушила самодержавие, уничтожила последнего российского императора и его семью, а заодно с ними, всех, кто хоть как-то поддерживал старый строй. Однако для одного царя – Петра I было сделано исключение.
Образ царя-реформатора даже попал в обойму советской пропаганды: Алексеем Толстым был написан роман, режиссером Владимиром Петровым снят фильм. В чём причина проявления такого снисхождения к его личности?
Эпоха реформ
Как известно, петровская эпоха ознаменована радикальной перестройкой экономической и политической жизни. Не менее эффективной была его деятельность по отношению к церкви. Главная задача – поставить её на служение царю – была достигнута.
Начало XVIII века стало знаковым для церкви – в январе 1701 года царь издал указ о передаче в государственный оборот церковных земель (а с ними и крепостных крестьян, которых с этого времени стали забирать на службу по рекрутскому набору). Был восстановлен Монастырский приказ, в управление которому были переданы земли, а доходы перечислялись в казну, из которой впоследствии настоятелям выплачивалось жалование. Средства, начавшие поступать в казну, были необходимы Петру для войны со шведами.
Вообще, к монашествующим Петр с детства испытывал неприязнь, видя в них только «забобоны, ереси и суеверия», поэтому ещё в 1690-х годах запретил строить новые монастыри, а в дальнейшем всё более ограничивал их права: инокам запрещалось покидать обители даже на несколько часов без письменного разрешения, настоятельно не рекомендовалось вести переписку, а в 1724 году монастыри, в сущности, должны были превратиться в социально-благотворительные учреждения, куда определяли отставных солдат. Лишь смерть монарха помешала полному воплощению этого закона на практике.
Отмена патриаршества
Эти меры были весьма ощутимыми для церковной жизни, однако, по последствиям они не могли конкурировать с главной петровской реформой – отменой патриаршества.
1700 год стал в этом отношении рубежом – после кончины патриарха Адриана царь не допустил избрания нового митрополита на эту должность, и назначил блюстителя престола Стефана Яворского, а затем и вовсе издал указ о создании Святейшего Синода (Духовной коллегии) – высший орган церковно-государственного управления, превратив церковь в одну из государственных структур.
По мысли монарха Синод не мог оставаться без царского контроля, поэтому, приказом от 1722 года был назначен обер-прокурор который являл собой «государево око». С этого времени до 1917 года продлится период, названный в истории церкви Синодальным.
Из чиновника, присутствующего на заседаниях Синода, обер-прокурор к началу XIX века превратился в фактического руководителя церкви. Эту должность занимали далеко не всегда православные, среди них были масоны, протестанты, иногда вообще нерелигиозные люди.
В таких условиях существования церковь всё более и более утрачивала самостоятельность, выполняя функции благотворительной, образовательной и надзирающей за общественной нравственностью организацией. Духовное сословие потеряло авторитет в глазах общества, становилось всё более самозамкнутым.
Разумеется, священнослужители разных рангов и миряне, для которых было небезразлично духовное состояние русского народа, били тревогу, различными способами пытались «оживить» веру, но духовно "обезглавленная" церковь уже не могла, как во время смуты начала XVII века, повести за собой здоровые силы общества. Поэтому через триста лет после основания дом Романовых рухнул, и большинство жителей империи этому не придало значения.
Петр I победил шведов, сбрил бороды боярам, прорубил окно в Европу, но "обезглавил" церковь, лишив российский народ духовной опоры. В конечном итоге держава рухнула, погребая под обломками потомков того же Петра Романова. Возможно, поэтому царь-реформатор снискал особое расположение большевиков?