Найти тему
1520. Все о путешествиях

«Ездили два человека». Абсурд от РЖД: назначить неудобный поезд, а потом отменить его

Я так ждал, чем кончится дело с пригородным поездом Псков – Скангали, что даже пропустил развязку сюжета. Этот поезд запустили «по просьбам псковичей», но сделали ему максимально неудобное расписание. Чиновники предупредили людей: не будете ездить – отменим. Расскажу, как и чем кончилось дело.

Сидячий вагон пригородного поезда на вокзале Пскова. Август 2020 года
Сидячий вагон пригородного поезда на вокзале Пскова. Август 2020 года

Дороги есть, а поездов нет

Псковская область хорошо охвачена железными дорогами. Однако во время губернаторства Андрея Турчака, которое пришлось как раз на время после якунинской реформы РЖД, пригородное сообщение в регионе пришло в сильный упадок.

Новый губернатор Михаил Ведерников, который возглавил регион в 2017 году, взялся это исправлять. Среди восстановленных поездов весной 2020 года появился и пригородный поезд Псков – Скангали, который ходил через районные центры Остров и Пыталово до небольшой деревни на границе России и Латвии.

Пригородный поезд на участке Псков – Скангали существовал и в советское время, и в 90-е, и в «нулевые». После его отмены люди протестовали, но регион отвечал: денег нет, пользуйтесь машинами и автобусами. При этом поезд рабочий и продолжал ходить, но пассажиров в него не брали – не положено.

-2

Поезд появился, но...

Возвращение поезда весной 2020 года было странным. Его запустили в самое неудобное время, какое только можно было себе представить. Он стал ходить три раза в неделю – туда по вечерам в субботу, воскресенье и понедельник. Обратно – в ночь на воскресенье, понедельник и вторник.

Региональные поезда активнее всего заполняются вечером в пятницу и утром в субботу при движении из областного центра и вечером в воскресенье и утром в понедельник при поездках обратно. Тогда люди, живущие в отдаленных от Пскова населенных пунктах, на выходные дни разъезжались бы с работы из Пскова, где работают, по домам. Тем же маршрутом ехали дачники.

Предложенное расписание, может, и позволяло вернуться в Псков к началу рабочей недели, но совершенно не подходило для поездок из Пскова на выходные.

Губернатор при запуске поезда фактически объявил, что хотел бы сразу увидеть результат (заполняемость):

«Если будут ездить две бабушки, то поезд придется отменить. Пока поезд будет ходить дважды в неделю, если будет необходимость внести коррективы, мы это сделаем. Если будет заполняемость, то можно будет ввести и дополнительные пары».

Я писал еще в феврале прошлого года, что это так не работает. У людей должна сформироваться привычка ездить на поезде, а не на автобусе или машине. Если поезд быстрый и ходит в удобное время, то эта привычка формируется быстро.

В Сети есть видео, подтверждающее, что на поезде никто не ездил. Человек заснял прибытие поезда и посчитал, что из вагона вышло всего четыре человека.

«Виновато РЖД»

Поезд отменили с 1 декабря 2020 года. Зам губернатора, объясняя отмену, вновь сказал про двух человек:

«К сожалению, этот маршрут не зарекомендовал себя с лучшей стороны в части пассажировместимости и пассажиропотока. Не более двух человек ездило ежедневно на данном маршруте. Расписание поезда было не совсем удобно для граждан и связано с поздним прибытием и ранним отправлением».

Спасибо, кэп.

Чиновник, правда, пояснил, что в плохом расписании виноваты были РЖД. Область, мол, просила изменить график движения поездов, но перевозчик отказывался.

А вот это уже совсем странно. Если уж придумали, что есть регион-заказчик, который платит, и исполнитель, который возит, то заказчик должен иметь возможность диктовать свои условия по графику.

Псковичи в соцсетях выкладывают стандартные отписки, которые получали из регионального комитета по транспорту в ответ на просьбу изменить расписание. Они абсурдны настолько, что грех не процитировать:

«При разработке расписания пригородного поезда учитывались следующие факторы: удовлетворенность пассажиров, безопасность движения поездов, рациональное использование подвижного состава, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад».

Вот так: учитывалась удовлетворенность пассажиров.

«Опять для галочки, только не для народа»

Соцсети, конечно, взорвались обсуждением этой новости.

«Ну конечно, специально запустили маршрут в неудобное время, чтобы он был наименее востребованным», «Полгода поезд ходил, и они даже и не думали попробовать изменить расписание и посмотреть результат. Конечно, проще отменить», «Товарищи начальники, вы сначала провели бы опрос об удобстве времени, а потом пускали бы поезд. И для кого поезд ходил все эти месяцы? Опять для галочки, только не для народа», – пишут псковичи.

«Пляха-муха! Как 20-100 лет назад на этом маршруте ежедневно проходило по 10 пассажирских поездов? При этом на этом участке в 90 км все поезда останавливались на всех 10 станциях. Власти, от царей до генсеков, знали о том, что другого вида транспорта в тех болотистых краях нет. А нынешний бесполезный транспортный чиновник не имеет понятия, что шоссе Псков-Пыталово и железная дорога от Пскова до Скангали – это ни разу не одно и то же», «А рабочий поезд как ходил, так и ходит», – возмущаются горожане.