Санкт-Петербург, 1909 год, 8 января (26 декабря по старому стилю), морозное утро. В семье Улановых родилась дочь, имя для новорожденной выбрал отец – он назвал ее Галиной. Трудно поверить, но в раннем детстве прима мечтала стать моряком и нехотя посещала танцевальные классы.
Ее отец – Сергей Уланов, занимавшийся балетной режиссурой, и мать - Мария Романова, делом жизни которой было преподавание в хореографическом училище, настояли на том, чтобы девятилетняя Галина начала посещать классы в Петроградском хореографическом училище. Первые шесть лет обучения ее наставницей была мать, позже она стала заниматься в группе Агриппины Вагановой.
Любовь и увлечение балетом, вопреки тому, что оба родителя – артисты Мариинского театра, даже после поступления в училище не занимали достойного места в сердце юной Галины. Страсть к этому виду сценического искусства пришла позже, и это чувство, осознанное и зрелое, положило начало ее грандиозной карьере.
Обучения хореографическому искусству подошло к концу в 1928-м году. Выпускной балет Галины Улановой – «Шопениана» - был оценен педагогами на самые высокие баллы, покорив изрядно искушенных критиков. Галину пригласили начать карьеру в Мариинском театре через несколько дней после получения диплома.
После нескольких дебютных выступлений на балетной сцене Уланова завоевала симпатию огромной аудитории. В полном восхищении критики называли ее танец «поэзией, драмой и музыкой в движении». Не прошло и года, как Галина Уланова впервые исполнила главную роль в «Лебедином озере».
На сцене Мариинского театра ею было исполнено и пережито немало ролей. Среди самых известных работ Улановой находятся балетные партии Маши в «Щелкунчике», Жизели в одноименной постановке, Марии в «Бахчисарайском фонтане». Но, по словам примы, настоящая слава пришла к ней после исполнения роли Джульетты в балетной адаптации известной пьесы Шекспира.
После войны, в 1944 году, Галина Сергеевна переехала в Москву, где ее вторым сценическим домом стал Большой театр. Доподлинно известно, что переезд не был связан с собственным желанием артистки:
«В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли».
В разные годы Уланова получила звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР, Народной артистки Советского союза, четыре раза она была удостоена Сталинской премии и многих других престижных наград.
Сталин, впервые увидев Галину в балете "Эсмеральда", был, несомненно, покорен и назвал её «классикой советского балета». Кажется, власть выбрала именно ее, превратив балерину в символ советской балетной сцены, в идеологическую икону.
В 1945-м году она выступила в Вене, а несколько лет спустя блистала перед зрителями в Стокгольме, Лондоне, Софии и Париже. Факт того, что Уланова имела право выезжать за рубеж, красноречивее многих показателей говорило об ее огромной популярности.
Балерине рукоплескал весь мир, а Европейские страны положили к ее ногам многочисленные ордена за заслуги перед искусством. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР.
В 1984 году в честь Улановой был установлен памятник в самом сердце Стокгольма, напротив известного Музея танца. Во время церемонии открытия, в ответ на снимавшие ее объективы телекамер Галина закрывала лицо своим меховым воротником или пряталась за спины стоявших рядом людей.
«Это памятник не мне – балету».
Галина Уланова попрощалась со своими зрителями 29 декабря 1960 года. Это был спектакль «Шопениана» — она завершила свою карьеру тем же балетом, с которого все и началось.
Покинув сцену, Галина Сергеевна отнюдь не бросила театр. Более тридцати лет своей жизни она посвятила преподаванию.
«Дачи, автомобиля у меня никогда не было, зато есть ученики, некоторые сами вполне заслужили самые звонкие титулы».
Именно она открыла мир балета для таких известных танцоров как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачёва.
Личная жизнь великой балериной всегда оставалось тайной за семью печатями. Известно лишь, что официально оформленным был единственный брак - с Юрием Завадским, остальные отношения не оставляли след штампом в паспорте. Ее избранники, все как один, были гораздо старше и оказывались весьма солидными мужчинами. Подруги рассказывают, что первые ее отношения, которые продолжались недолго, были связаны с концертмейстером Исааком Меликовским.
«Не понимаю этой нынешней тяги ко всему интимному. Мне иногда кажется, если б вдруг у нас наступила жара, как в Африке, то в отличие от африканских племен люди бы у нас ходили без набедренных повязок, совсем голые».
Галина Уланова скончалась ранней весной 1998 года. По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, которые могли бы рассказать хоть что-то о частной жизни великой балерины.
Однажды, уже после окончания карьеры Уланову спросили, есть ли в ее жизни моменты, о которых она сожалеет.
«Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети... Такой дом... Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло».
Текст: Ая Садретдинова
Фото: свободные источники