В октябре 2020 года стартовал проект «Культурное наследие в Minecraft». За два месяца шесть виртуальных строителей возвели пять известных достопримечательностей России.
«Minecraft – это моя жизнь!» Именно так называется один из популярных мемов, связанных с этой игрой. И среди 14 тысяч кубических миров появился сервер с культурными памятниками нашей страны. К концу 2020-го мастера проекта построили замок «Ласточкино гнездо», скульптуру «Родина-мать зовёт!», крейсер «Аврора», Большой театр и Эрмитаж.
Команда «Культурного наследия…» не остановилась на одной реконструкции: она организовала стримы с экскурсиями по возведенным достопримечательностям. Также любой желающий может сам подключиться к серверу и исследовать копии памятников, созданные в масштабе 2:1.
Получается, что компьютерные игры – это не так плохо?! Ведь такой проект не только сделает посещение культурных мест безопаснее в период пандемии, но и геймифицирует процесс просвещения.
Геймификация – это применение компьютерно-игровых механик и методов в неигровых сферах: в образовании, быту, бизнесе, например. Геймтехнологии стали применять, чтобы вовлечь и мотивировать больше людей, потому сейчас из-за огромного потока контента им стало скучно потреблять информацию традиционными способами.
Игрофикация основана на главных инстинктах и мотиваторах человека. Ричард Бартл долгое время исследовал игры и выделил четыре типа геймеров:
Мы используем геймификацию почти везде, просто сами не замечаем этого. Особенно игровые технологии применяются в образовании, маркетинге и сфере HR – работе с персоналом в больших компаниях. И игрофицируем процесс чаще всего под конкретные цели: к примеру, сделать акцию оборудования.
Однако помним о балансе! Во-первых, геймификация не погрузит в тему полностью и не заменит лекционный материал, она мотивирует. Во-вторых, некоторые люди думают стереотипами: игры для детей. Но всё же вам может повезти, и человек попробует и вовлечётся, несмотря на статус. В-третьих, участники могут забыть об основной цели и начать только соревноваться, а также жульничать. В-четвертых, эффект игры действует недолго. Он нацелен на быстрый результат. Поэтому тотальная игрофикация невозможна и не нужна: к слову, любая игра может надоесть!
Екатерина Соболева, HR-generalist АО «ЭР-Телеком Холдинг»:
– До России геймификация только-только начала доходить, мы лишь начинаем использовать её повсеместно. Это связано, прежде всего, с историей страны. Мы долго были закрытым государством со своими «методиками». Также менталитет у нас такой: серьезные суровые люди, которые привыкли вкалывать, а не играть, заниматься серьезной деятельностью, поднимать страну, воевать, тащить на себе огромный груз, поэтому в России с этим немножечко туго.
Что касается Челябинской области, то есть прикольные молодые проекты, и это действительно радует. В основном сделаны новым поколением Y и Z, живущим уже в наших новых реалиях. Они понимают, что старые методы, которые раньше применяли в обучении, уже не работают и нужно пробовать что-то новое.
Также Екатерина поделилась впечатлениями о проекте
«Культурное наследие в Minecraft»:
– Я сама геймер. Правда, в Minecraft не заходила, но знаю о нём. В своё время эта игра по-настоящему «выстрелила». Может быть, ажиотаж уже немножечко поутих, но тем не менее, она была очень-очень популярной и невероятно много школьников и молодых людей в неё играли.
Привлекать таким образом внимание к нашему культурному наследию, интересным историческим местам – просто отличная идея. Особенно круто, если строят обычные студенты, школьники, которые увлекаются этим. И прежде, чем возводить, они действительно изучают исторические подоплёки этих мест: кто это сделал, как и когда построили. Это невероятно колоссальный труд! Если все сделано так подробно, как показано в видеороликах, то это круто. Самой захотелось прогуляться по этим достопримечательностям в игре.
Ещё бы оставляла какие-нибудь письменные пометки – так рассказывать об этом здании, тем самым привлекая внимание игроков.
Ярослав Бабкин
Ремарка 1-я: Представители «Культурного наследия в Minecraft» отказали комментировать проект.
Ремарка 2-я: Текс в блоге немного отличается от версии в журнале из-за расхождения мнений редактора «Reлеванса» и автора.