Найти тему
Гараж Автоклассика

Иномарка, которая массово поставлялась в СССР. Шкода 1201 по прозвищу «Толстушка»

Škoda - одна из самых распространенных машин на наших дорогах, и может показаться, что появились они в наших городах в начале 90-х. Наверняка вы помните эти простенькие квадратные «Фавориты», да и модели 120 и 130 встречались не так уж редко.

Так вот, многие сейчас удивятся, но в СССР легковые Шкоды тоже были и закупались они официально. Речь идет про модель 1201, у неё даже было народное прозвище «Толстушка».

-2

Действительно, на внешний вид эти универсалы выглядят не просто округлыми, а будто раздутыми изнутри. Почему речь идет про универсалы? Всё просто, СССР для нужд Мосгортранса закупал либо чисто коммерческие версии – закрытый фургон, либо «вагон», так же предназначавшийся для развозных нужд московских торговых организаций.

-3

Отдельно можно выделить санитарную версию, именно эту машину могли увидеть жители городов за пределами Москвы, потому как первые две работали в основном, в центральных районах Москвы, а «санитарку» можно было встретить на станциях скорой помощи российских областных центров и крупных городов.

-4

С технической точки зрения машина оказалась не очень удачной, виной тому стал 1.2 литровый маломощный мотор, не дотягивавший даже до 40 л.с. После модернизации 1959 года мощность выросла до 45 л.с., что тоже недостаточно. Вес груженной машины мог доходить до полутора тонн.

-5

Еще под капотом машины можно заметить бензобак. Устаревшее решение для пятидесятых, когда появилась эта машина. Бак был маленький, его расположение над выпускным коллектором и рядом с аккумулятором безопасным назвать сложно, заправок в те годы было мало, поэтому в машине еще и канистру приходилось всегда с собой возить.

-6

Упругим элементом передней независимой подвески была одна поперечная рессора, распространенное в те годы решение. Сзади классический неразрезной мост. Коробка передач с четырьмя скоростями, но с синхронизаторами были только третья и четвертая передачи.

-7

В целом коробка была надёжной, но основными передачами в городе была вторая и третья, особенно у груженой машины. Впрочем, шоферов тех времен двойной выжим сцепления нисколько не пугал.

-8

Кузов, разработанный Йозефом Велебны, был прочным и просторным. В его основе была трубчатая хребтовая рама, дававшая хорошую жесткость всей конструкции и позволившая отказаться от многочисленных усилителей в боковинах и стойках крыши. В зависимости от модификации могло быть три, четыре и пять дверей.

Первые партии Шкода 1201 приехали в Москву в 1957 году, всего же, за четыре года поставок этих автомобилей в СССР было закуплено 9790 универсалов, фургонов и специализированных версий «скорой помощи».

-10

При общем тираже производства, около 35 тыс. экземпляров, можно сказать что СССР стал основным покупателем этой чехословацкой машины. В ней была острая необходимость, потому что развозные фургончики практически отсутствовали как класс, а имевшиеся «Победы» и «ЗИМы», переоборудованные в «санитарки» сильно уступали по удобству полноценному универсалу.

-11

Большинство машин после списания попали в частные руки, поэтому Škoda 1201 встречалась даже в восьмидесятых, а отдельные уцелевшие экземпляры то и дело всплывают в продаже даже в наши дни.

Однажды мне попалась на глаза такая машинка, хоть и стоила недорого, но не впечатлила. Потому что оригинальным в «Толстушке» остался только силуэт, всё остальное было сборной солянкой из разных отечественных машин, преимущественно «Москвичей» и «Волг».

Я на Драйв 2

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.