Найти тему
History by Инородец

В память о Наиле Халикове: "Домостроение татар отличалось самобытными чертами"

Надежды надеждами на 2021 год, но если мы не избежали рождения, то не избежим и логического конца. Первой новостью 1 января для меня стало печальное сообщение о смерти этнографа, кандидата исторических наук Наиля Халикова. Ему было 69 лет. Он запомнился очень скромным человеком. Пресловутое "головокружение от успехов" - это не про него; не взирая на имя знаменитого отца-археолога и, конечно, на собственные научные заслуги. Наиль Альфредович долгие годы проводил любопытные исследования, связанные с историей хозяйствования, промыслов, жилищного строительства татар. Был единственным специалистом по этой проблематике.

После смерти ученого остаются его труды, его тексты. В этом смысле, людям науки, если их работы не теряют своей актуальности, не грозит забвение. В память об историке Наиле Халикове публикую фрагмент его научного текста об особенностях жилищного строительства у татар рубежа XIX-XX веков.

 Халиков Наиль Альфредович (1951-2020)
Халиков Наиль Альфредович (1951-2020)
"Сельское зодчество татар Поволжья и Урала отличалось высоким для своего времени уровнем развития, совершенством и многообразием видов жилых и хозяйственных построек, приемов из возведения, рациональными способами планировки усадьбы и жилища, выработанными многими и многими поколениями жителей. (...).
Домостроение татар по многим, причем важнейшим параметрам, отличалось и самобытными чертами, почти одинаково присущими представителям разных субэтнических, этнографических и локальных групп народа (планировка усадьбы с обособленным положением жилища, срубная техника возведения стен при значительной их высоте, четырехстенная изба как основной модуль жилища, конструкция и местоположение хлебопекарной печи, наличие нар, обилие матерчатых украшений и др.). Показательна и общность строительной лексики. (...)
На уровне субэтносов, этнографических групп, более мелких локальных подразделений народа прослеживаются особенности в планировке поселений и усадеб, конструкции жилища, декоративном оформлении, интерьере, обусловленные местными культурно-бытовыми и этническими традициями.
Дом татарского купца Даутова в Атне (Заказанье). Фото мое.
Дом татарского купца Даутова в Атне (Заказанье). Фото мое.
Например, сельское зодчество казанских и касимовских татар испытало определенное влияние городской культуры (кирпичные и двухэтажные дома с усложненной внутренней планировкой, развитый внешний декор и др.). Вместе с тем в строительной культуре первых сохранялось довольно многочисленные архаичные черты, придававшие поселениям и жилищам Заказанья особый "восточный" облик (неупорядоченная планировка деревень, дома в глубине усадьбы и пр.). Заметно отличалось от казанских татар и домостроение татар-мишарей Окско-Сурского междуречья. В частности, внешний вид их селений, построек, планировка и интерьер жилища во много напоминало традиции соседних народов, русских и мордвы.
На сложение территориального разнообразия зодчества татар сказались и миграции, приводившие в иных природных условиях в местах нового поселения к заметной трансформации строительной культуры. При этом прослеживается определенная инерция: явления, имевшие большую знаковую (этнодифференциирующую) или бытовую нагрузку, длительное время оставались неизменными.
В домостроении в связи с имущественным расслоением, особенно в пореформенный период, все более нарастают и к началу ХХ столетия становятся заметными экономические и социальные различия. Они отразились в планировке селений, размерах усадеб, типах, количестве и качестве построек, применяемых строительных материалах".
Н.А. Халиков.
Еще один татарский дом, деревня Кырлай Арский район (Заказанье). Фото мое.
Еще один татарский дом, деревня Кырлай Арский район (Заказанье). Фото мое.