Скоро Рождество, а за ним - Святки. Время сказочное, таинственное и в чём-то даже мистическое… Да, мы опять о мистике :) Вообще у канала два автора, интересы у нас во многом схожие, но есть и свои любимые «фишечки». А учитывая, что по первому образованию один из нас – ярко выражены «физик», а второй – «лирик», получается интересно.
В общем, несложно было заметить, что статьи, в названии которых есть слова «мистика», «тайны» и нечто похожее, пользуются большей популярностью, а про то, что в наших книгах нам пришлось добавлять в фантастический сюжет мистическую линию, мы уже писали. Но что это – мистическая линия? Что такое вообще мистицизм и мистика?
И когда мы начали разбираться, повело нас в очень интересном направлении…
Исторически термин «мистика» восходит к древнему понятию «мистерия». Да, в Средние века мистериями назывался особый драматический жанр, он изначально мистерия – это некий обряд, культовое действо, посвящённое богам, к которому допускались только посвящённые, таинство. То есть «мистическое» - это нечто важное, таинственное и не для всех.
Вот это вот «не для всех», как нам кажется, и является одним из притягательных моментов для мистического подхода к познанию окружающего мира. Даже если сам человек того не осознаёт, где-то в подсознании всё равно сидит это «Нео, ты избранный!»
Кстати, обращали внимание: в сюжетах, обыгрывающих эту избранность, зачастую не объясняется, почему избранный – именно вот этот вот человек, а не кто-то другой? А мистика как бы и не предполагает рациональных объяснений. Избранный, и всё тут. Непонятно, что ли?
И вот здесь мы подходим к забавному моменту. Мистика обычно противопоставляется науке. Так вот, с точки зрения гносеологии (раздела философии, изучающего законы познания человеком окружающего мира) рациональный и мистический способы познания не противопоставляются друг другу. Да, они разные, но не взаимоисключающие, и оба имеют право на существование. В идеале они должны дополнять, а не исключать друг друга.
Вот что писал об этом философ В.В. Розанов: «Что мы называем мистическим? Мы называем им прежде всего неясное: но такое - в чем мы чувствует глубину, хотя и не можем её ни доказать, ни исследовать; далее, мистическим мы называем то, в чем подозреваем отблеск, косой, преломившийся луч Божеского, и наконец, то, в чем отгадываем первостихийное, первозданное по отношению ко всем вещам.
Например, ушиб камнем - не мистичен, конечно; но смерть, от него последовавшая, - вполне мистична. Она мистична как акт, и даже мистична как момент в судьбе человека, как его возможное наказание за грех.
Можно сказать, мистическое не столько есть в природе, сколько заключается в человеке: можно мистически смотреть на все вещи, все явления, но можно - и натурально. Камень упал на человека, и он умер: доселе - натурализм; но почему он упал на этого человека - это уже мистика» (Розанов В.В. Эмбрионы / Розанов В.В. Религия и культура. Т.1.- М., Изд-во «Правда», 1990, стр. 290)
То есть речь идёт о том, как смотреть на мир, под каким углом зрения: рациональным или иррациональным.
А ещё важное различие заключается в том, что мистический опыт всегда субъективен, индивидуален, а научное познание предполагает обращение именно к объективно существующим законам и закономерностям окружающего мира. Научный же опыт типичен, повторяем. И с это точки зрения обыденные представления о науке очень часто имеют весьма отдалённое отношение к настоявшему научному подходу.
Да простят нам пример, связанный с загадкой гибели группы Дятлова (да, тему явно пора сворачивать), но так получилось, что ситуация уж больно наглядная, да и на слуху, почти все в курсе, о чём речь. Мы не скрываем, что является сторонниками лавинной теории. В спорах противники этой теории приводили нам убийственный, как они думали, аргумент: но ведь была же экспедиция «Комсомольской правды» и 1-го канала, там были специалисты-учёные, которые установили: не могла там сойти лавина! Всё, шах и мат, сторонники лавинной теории!
Увы, увы… Мы никоим образом не подвергаем сомнению квалификацию работавших в экспедиции гляциологов, но вот сам такой подход далёк от научного.
Наука изучает повторяющиеся явления с целью выявления объективных законов природы. Повторяющиеся. Так что всё, что доказала экспедиции КП, это что в тот день, когда проводились наблюдения, вероятность схождения лавины стремилась к нулю.
С точки зрения научного подхода, чтобы говорить о том, что доказано: схождение лавины на этом склоне невозможно, необходимо проделать две вещи, на выбор. Первый вариант: точно повторить погодные условия, существовавшие в ночь трагедии. Точно, а не на словах в газетном заголовке! То есть повторить всё: суточные перепады температуры примерно за неделю, направление и скорость ветра и т.д. Второй вариант: провести многолетние наблюдения, собрать статистику, чтобы убедиться: схождение лавины типа «снежная доска» на этом склоне крайне маловероятно.
Причём именно так: крайне маловероятно. Потому что любой специалист знает: обстоятельства могут сложиться так, что даже самый маловероятный сценарий будет реализован. Хотите пример? В январе 2005 года в Алжире от снегопада и сильного ветра погибли 9 человек... От снегопада? В Африке? Там же всегда жарко! А вот…
И, кстати, выражение «исключение только подтверждает правило» с точки зрения научного подхода – чушь несусветная… Но это уже дебри логики, философии науки и психологии. А оно нам надо? Нет, если надо, можно и про научную индукцию поспорить, но мы же вроде не только про рациональное, но и про мистическое познание?
А с ним тоже не всё так просто. Вернее, совсем не просто.
Но об этом – в следующей статье…
Наши книги Содержание канала: статьи с 1 по 37 и статьи с 38-...