Итальянский кинорежиссёр и сценарист ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ родился 20 января 1920 года в Римини (Италия). Умер 31 октября 1993 года в Риме (Италия).
Тонино Гуэрра вспоминал:
"Мы с ним [Феллини] много спорили. Хотя нет, по-настоящему я спорил с Антониони, и спорил много. А с Феллини мы больше смеялись. И говорили. Мы с Феллини родились в 10 километрах друг от друга и в один и тот же год. Нас связывало детство и общие воспоминания: первая встреча с морем, первая встреча со снегом. Я никогда не забуду тот первый снег своего детства - огромные хлопья, которые медленно падали с неба. Помните, эта сцена с летящим снегом есть в "Амаркорде". Собственно, снег и стал тем, что привело меня в Россию".
О двух великих итальянцах рассказывает жена Тонино - Лора Гуэрро:
"Феллини и Тонино родились в один год, Федерико — в Римини, а Тонино — в десяти километрах от него, в Сантарканджело. У них было общее детство и одни воспоминания. Из этих воспоминаний, из этой близости родился «Амаркорд». Неразлучны их имена и после смерти...
Часто Феллини звонил Тонино рано утром — в шесть. Я делала вид, что сплю, а они подолгу разговаривали. И эти утренние разговоры двух замечательных мастеров — лучшие лекции, которые я когда-либо слышала. О жизни, о кино… Они щедро делились друг с другом идеями: «Над чем ты сейчас работаешь?» — спрашивал один, «А ты?» — интересовался другой. Вот так на моих глазах из простых утренних разговор появился фильм «И корабль плывет…». Феллини рассказал Тонино, что давно хотел сделать фильм о параде карабинеров: всадники гарцуют на белых конях, женщины в шляпах торопятся на трибуны, чтобы увидеть этот чудо. И вдруг… спотыкается первая лошадь, за ней — вторая, третья, потом — куча мала. Лошади обкакиваются, все бегут… А Тонино рассказал Феллини, что собирает материал о грандиозных похоронах: как прощались со Сталиным или Рудольфо Валентино. Этот голливудский красавец умер в двадцать восемь лет; гроб открыли, чтобы люди смогли посмотреть в его прекрасное лицо последний раз. Собралась огромная толпа. А когда все разошлись, площадь была усеяна оторванными рукавами — те, кто пониже ростом, цеплялись за высоких впередистоящих. Может быть, Тонино придумал этот красивый образ… Еще он рассказал Феллини про похороны Марии Каллас: она завещала своим почитателям развеять ее прах над морем у острова в Греции, где родилась. Услышав эту историю, Феллини воскликнул: «Это и будет наш фильм!» Мне кажется, что тонущий корабль — это метафора нашей сегодняшней жизни. Мы продолжаем петь, но корабль тонет. Сколько лет назад это было придумано? Такова интуиция гениальных художников, они всегда впереди. «Джинджер и Фред» и «Репетиция оркестра» — тоже пророческие картины.
Удивительным образом мир прощался и с Феллини. Его отпели в Риме. Джульетта не поехала, только махнула вслед: «Ciao amore!» Совсем неузнаваемым стало ее лицо, она ведь уже была серьезно больна; ее не стало через пять месяцев после ухода Феллини. На вертолете гроб с телом Федерико привезли в Римини, в театр Галли. Когда-то этот театр открывал Верди, но во время войны он был разрушен. А тем временем в родной город маэстро съезжались люди — вереницы машин, набитые поезда, грустная одинокая толпа. Тонино сел около обтянутого голубым шелком постамента и не отходил. К нему подходили, утешали, предлагали помощь: «Вам принести воды? Или пойдемте хоть кофе выпьем». И Тонино отвечал: «Я не могу его оставить одного». В день похорон площадь была заполнена людьми, они свисали, как виноград с балконов. Вынесли гроб, и вдруг он будто поплыл на поднятых руках людей до моста Тиберия, которому больше двух тысяч лет, и который до сих пор стоит. Остановились у кинотеатра Fulgor. Это знаменитый кинотеатр из «Амаркорда», именно туда ходит Градиска смотреть своего любимого Гэри Купера. Градиска — невыдуманный персонаж, в Сартанканджело жила синьора Инге (или Ирма), которая тоже ходила смотреть кино с голливудской звездой в главной роли. Будучи мальчишкой, Тонино с ребятами бежал за ней следом, ведь все знали, что в кино она ходит без трусиков. Кинотеатр Fulgor замечательно отреставрирован благодаря Данте Феретти, сценографу и другу Феллини...
Мир Феллини — это прежде всего детство. Он себя называл Бураттинайо, что значит кукловод, который двигает «бураттино» — куклу-актера. Да, Феллини — великий маг кукольник. Он передвигал свои воображаемые фигурки в своем любимом пятом павильоне. Он ведь редко снимал на натуре. Не любил. Он строил свой мир...
Повлиял ли Феллини на советских режиссеров? Феллини повлиял на весь мир. Маэстро любил повторять: «Высший способ человеческого мышления — это воображение». Вот он как никто и подействовал на воображение людей в этом мире. Тонино говорил, что «Амаркорд», «И корабль плывет…», «Восемь с половиной» нужно показывать — как оперу, на которую приходишь еще раз, и еще, и еще. И надо, чтобы зрители шли на эти фильмы, как в театр — нарядные, в вечерних костюмах..." Полностью рассказ читать здесь, жмите на синие буквы.
Феллини переписывался с Параджановым, а Сергей Иосифович передавал в Италию свои восхитительные поделки и коллажи. Портреты Параджанова здесь: Глазами фотографа Плотникова. СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ, которого обожала Лиля Брик
Джулия Эндрюс и Джэк Леммон вручают Оскара Ф. Феллини (1964 г.)
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни вручают Оскара Ф. Феллини (1993 г.)
Как работал Феллини:
Не забывайте ставить лайки, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.
Фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" можно приобрести в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/