Найти тему
Зоя Баркалова

Как я поступала в университет

со щитом или на щите?

Из цикла «Судьба провинциального журналиста»

Продолжение. Начало …здесь

ВГУ. пл. Ленина, 10
ВГУ. пл. Ленина, 10

Как я уже рассказывала, в 1980 году я поступила в Воронежский государственный университет. Должна сказать, что учиться мне очень нравилось. Я мечтала о высшем образовании, об интересной профессии. Только когда подавала документы в университет, стояла перед выбором: история или филология? Конечно, мне очень, очень хотелось поступить на факультет журналистики - это была мечта моего отца. Он всегда считал, что журналисты на шаг впереди от всего общества. Но никто тогда не подсказал, что для участия в творческом конкурсе хватит и тех полутора лет работы внештатным корреспондентом в районке, которые у меня были, вместо положенных двух. Ну да ладно. Факультет у нас – филологов и журналистов был один, одни и те же преподаватели. И учиться было по-настоящему интересно.

Поступила я легко. Правда, не без некоторых приключений. Первым была письменная работа по литературе, то есть сочинение. Выбрала тему про настоящего человека по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». И рассказ этот я любила. И главного героя. Но, как и сейчас, позабыла его фамилию. То ли Соловьев, то ли Соколов. Потом мне, конечно, подсказали, хотя и стыдно было спрашивать. Но дело даже не в этом. Меня, как всегда, понесло. Расписалась на несколько страниц черновика. Когда осталось 40 минут до окончания экзамена, спохватилась и начала переписывать начисто. Конечно, не успела. Оставалось полторы страницы или листа, уже не помню. Работу сдала с тяжелым сердцем, хотя преподаватель посоветовала сдать и черновик тоже. На следующий день в фойе университета толпилась очередь студентов к заветному стенду. Я даже подходить не хотела. Спасибо моей однокласснице и подруге Любаше Егорьевой – тогда уже студентке политеха, у которой я остановилась на время экзаменов. Она сама подошла, а потом строго так сказала: «Четверка у тебя! Не дрейфь…»

Четверка за неоконченную работу? Не может быть! Оказалось – может!

Когда ставала устный экзамен по литературе и русскому языку, и вовсе получилось интересно. Дома при подготовке к экзаменам я в основном старалась перечитать более немногословных писателей и поэтов – Гоголя, Чехова, Некрасова, Лескова. Попался Толстой! Лев который…И в вопросе нужно было проанализировать, в чем сходство и отличие таких полководцев, как Кутузов и Наполеон. Не поверите! Я на Толстого совсем забила. Ведь пока прочтешь один его роман-эпопею «Война и мир», всех других забросищь…Хотя я, конечно, читала в техникуме Толстого. Особенно по ночам, когда у меня страшно болел зуб, и чтобы не стонать и не будить домочадцев, я читала «Войну и мир». Но я уже писала, что у меня есть Ангел-Хранитель, который все знает наперед. Я по сей день не могу вспомнить, где, в каком журнале я прочитала статью какого-то литературного критика именно на эту тему. И она просто врезалась мне в память. То, что я читаю все подряд, что под руку попадется – это правда…где бы ни было. На память, я слава Богу, не жалуюсь. И вот. В голове у меня возникла эта статья со всеми абзацами, точками и запятыми, я ее из головы и переписала… Все задания по русскому языку сделала. А уж какой-то мелкий вопрос по литературе просто знала.

Когда я все это выдала приемной комиссии, преподаватели были просто в ауте. Это правда.

- Где вы работаете? - спросила одна из них.

Я не стала говорить, что у меня полставки секретаря учебной части, полставки библиотекаря. Назвала одну должность: библиотекарь.

- Тогда все понятно! – понимающе переглянулись члены комиссии и с удовольствием поставили пятерку. Про удовольствие они мне сами сказали. И выразили уверенность, что я стану студенткой университета.

Это меня окрылило. Но впереди было еще два экзамена - по немецкому языку и истории.

За иностранный язык, который я знала на твердое «отлично», я не перживала. Других оценок ни в школе, ни в техникуме не было. Ну тут пошло что-то не так. Вернее, все так. Но не так. Я сделала свою работу быстро. Готова была идти отвечать. Но тут меня толкнула в спину моя соседка по экзамену. Как выяснилось, она абсолютно не знала, как перевести текст и сделать грамматический разбор предложения. Я, как мне казалось, незаметно, забрала ее листок, быстро все ей перевела, сделала грамматическое задание и передала обратно. В результате за ответ получила четверку.

- Не надо было подсказывать и помогать! – бесстрастно сказала преподавательница. – За это на один балл снижаем оценку.

Обидно, досадно… Но ведь девчонка та тоже сдала. А в дальнейшем даже преподавала в своем селе иностранный язык. Хотя я даже не представляю, как она это делала.

Историю сдала на пятерку. А потом при конкурсе в 2,75 на одно место, была зачислена в числе первых.

Когда я приехала в Павловск и вышла на работу в педучилище, директор училища Виктор Егорович Литвинов первым делом спросил:

- Ну рассказывай! С мечом или на мече?

- С мечом!- мне так понравилось это выражение.

Виктор Егорович Литвинов уже на заслуженном отдыхе из фотоархива его дочери Ирины
Виктор Егорович Литвинов уже на заслуженном отдыхе из фотоархива его дочери Ирины

Продолжение следует…https://zen.yandex.ru/media/id/5fc8cdafff331d68e62be901/komsomol--ne-moia-sudba-5ff31c14d1a90641ca29802d