со щитом или на щите?
Из цикла «Судьба провинциального журналиста»
Как я уже рассказывала, в 1980 году я поступила в Воронежский государственный университет. Должна сказать, что учиться мне очень нравилось. Я мечтала о высшем образовании, об интересной профессии. Только когда подавала документы в университет, стояла перед выбором: история или филология? Конечно, мне очень, очень хотелось поступить на факультет журналистики - это была мечта моего отца. Он всегда считал, что журналисты на шаг впереди от всего общества. Но никто тогда не подсказал, что для участия в творческом конкурсе хватит и тех полутора лет работы внештатным корреспондентом в районке, которые у меня были, вместо положенных двух. Ну да ладно. Факультет у нас – филологов и журналистов был один, одни и те же преподаватели. И учиться было по-настоящему интересно.
Поступила я легко. Правда, не без некоторых приключений. Первым была письменная работа по литературе, то есть сочинение. Выбрала тему про настоящего человека по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». И рассказ этот я любила. И главного героя. Но, как и сейчас, позабыла его фамилию. То ли Соловьев, то ли Соколов. Потом мне, конечно, подсказали, хотя и стыдно было спрашивать. Но дело даже не в этом. Меня, как всегда, понесло. Расписалась на несколько страниц черновика. Когда осталось 40 минут до окончания экзамена, спохватилась и начала переписывать начисто. Конечно, не успела. Оставалось полторы страницы или листа, уже не помню. Работу сдала с тяжелым сердцем, хотя преподаватель посоветовала сдать и черновик тоже. На следующий день в фойе университета толпилась очередь студентов к заветному стенду. Я даже подходить не хотела. Спасибо моей однокласснице и подруге Любаше Егорьевой – тогда уже студентке политеха, у которой я остановилась на время экзаменов. Она сама подошла, а потом строго так сказала: «Четверка у тебя! Не дрейфь…»
Четверка за неоконченную работу? Не может быть! Оказалось – может!
Когда ставала устный экзамен по литературе и русскому языку, и вовсе получилось интересно. Дома при подготовке к экзаменам я в основном старалась перечитать более немногословных писателей и поэтов – Гоголя, Чехова, Некрасова, Лескова. Попался Толстой! Лев который…И в вопросе нужно было проанализировать, в чем сходство и отличие таких полководцев, как Кутузов и Наполеон. Не поверите! Я на Толстого совсем забила. Ведь пока прочтешь один его роман-эпопею «Война и мир», всех других забросищь…Хотя я, конечно, читала в техникуме Толстого. Особенно по ночам, когда у меня страшно болел зуб, и чтобы не стонать и не будить домочадцев, я читала «Войну и мир». Но я уже писала, что у меня есть Ангел-Хранитель, который все знает наперед. Я по сей день не могу вспомнить, где, в каком журнале я прочитала статью какого-то литературного критика именно на эту тему. И она просто врезалась мне в память. То, что я читаю все подряд, что под руку попадется – это правда…где бы ни было. На память, я слава Богу, не жалуюсь. И вот. В голове у меня возникла эта статья со всеми абзацами, точками и запятыми, я ее из головы и переписала… Все задания по русскому языку сделала. А уж какой-то мелкий вопрос по литературе просто знала.
Когда я все это выдала приемной комиссии, преподаватели были просто в ауте. Это правда.
- Где вы работаете? - спросила одна из них.
Я не стала говорить, что у меня полставки секретаря учебной части, полставки библиотекаря. Назвала одну должность: библиотекарь.
- Тогда все понятно! – понимающе переглянулись члены комиссии и с удовольствием поставили пятерку. Про удовольствие они мне сами сказали. И выразили уверенность, что я стану студенткой университета.
Это меня окрылило. Но впереди было еще два экзамена - по немецкому языку и истории.
За иностранный язык, который я знала на твердое «отлично», я не перживала. Других оценок ни в школе, ни в техникуме не было. Ну тут пошло что-то не так. Вернее, все так. Но не так. Я сделала свою работу быстро. Готова была идти отвечать. Но тут меня толкнула в спину моя соседка по экзамену. Как выяснилось, она абсолютно не знала, как перевести текст и сделать грамматический разбор предложения. Я, как мне казалось, незаметно, забрала ее листок, быстро все ей перевела, сделала грамматическое задание и передала обратно. В результате за ответ получила четверку.
- Не надо было подсказывать и помогать! – бесстрастно сказала преподавательница. – За это на один балл снижаем оценку.
Обидно, досадно… Но ведь девчонка та тоже сдала. А в дальнейшем даже преподавала в своем селе иностранный язык. Хотя я даже не представляю, как она это делала.
Историю сдала на пятерку. А потом при конкурсе в 2,75 на одно место, была зачислена в числе первых.
Когда я приехала в Павловск и вышла на работу в педучилище, директор училища Виктор Егорович Литвинов первым делом спросил:
- Ну рассказывай! С мечом или на мече?
- С мечом!- мне так понравилось это выражение.
Продолжение следует…https://zen.yandex.ru/media/id/5fc8cdafff331d68e62be901/komsomol--ne-moia-sudba-5ff31c14d1a90641ca29802d