Найти тему

Я и психоанализ. Часть 3

Анализ детства немаловажен. Вот например, когда читаешь "Анализ фобии пятилетнего мальчика" З. Фрейда, интересно и восхитительно, как отец наблюдает за своим ребенком, размышляет; особенно, как строит с ним диалог, не боится говорить на щекотливые темы сексуальности, появления детей, отношения к гениталиям.

Ребенок в детстве многое видит, рассматривает, хочет понять что к чему. Но как он это воспринимает? Многое увиденное в раннем возрасте даже не формируется в мысли. Они непереработаны и неосознанны и не интегрированы в опыт. Иногда, через много лет могут всплыть в памяти в связи с другими событиями - хорошо, если сумеешь отследить эти мысли, прочувствовать и отреагировать. Ведь иногда этим воспоминаниям неосознанно придается большое значение, и они влияют на наш стиль жизни и поведение.

Даже в наше время маленькому ребенку зачастую не принято рассказывать, откуда берутся дети, его ругают или заставляют замолчать, когда он заговаривает о своих размышлениях о гениталиях. А начиная с трех лет или даже раньше детей интересуют эти вопросы. Они спрашивают, показывают, что-то делают не так или странно, и очень хорошо воспринимают реакцию взрослых, быстро понимают, о чем можно говорить, а о чем нельзя.

Нас не учат, как быть родителями, как разговаривать с маленькими детьми на щекотливые темы. Интересно было бы использовать опыт отца Ганса, скажем, для обучения родителей быть родителями. Кстати, и Фрейд и Юнг неоднократно говорили в своих работах о том, что неправильное родительское поведение может стать причиной, например, инфантилизма, стеснительности, зажатости, настороженности.

И все-таки мне кажется, что Фрейд уж слишком акцентировал роль сексуальности как одной из основных детерминант человеческого поведения. Возможно, это было актуально в его время, когда не было принято говорить о сексуальности в принципе, и у многих людей в бессознательном прятались именно неразрешенные конфликты и влечения, связанные с сексуальностью?.. Но даже если учесть этот фактор, думаю, что с сексуальностью Фрейд переусердствовал. Например, изначальные предположения Фрейда о том, что в основе истерии лежат подавленные воспоминания о неприятных ситуациях. Но важный момент, что эти воспоминания всегда имеют сексуальные ассоциации. Но ведь у детей, да и у взрослых всегда найдутся неприятные воспоминания, вытесненные в бессознательное, связанные и не с сексуальными ассоциациями. Психоанализ - во многом, всего лишь философская концепция. Однако, начиная рассматривать и изучать любой вопрос и феномен в психологии, мы невольно возвращаемся к психоанализу: сравниваем, простраиваем аналогию. Например, изучая в магистратуре понятие выученной беспомощности, характерной для больных депрессией, я решила обратиться к понятию инфантилизма, ну и конечно, не смогла обойти стороной рассмотрение инфантилизма в концепции психоанализа. Так, З. Фрейд рассматривал инфантилизм с точки зрения детского невроза, как защитную реакцию организма в виде приостановки или регрессивного развития (сейчас много пишут об инфантилизме взрослых). Тогда же, в магистратуре, занимаясь вопросами копинга (совладающего со стрессом поведения), я обратилась к психоанализу, чтобы понять, в чем отличие копинга и психологической защиты.

Напоследок хочу сказать, что вряд ли я когда-нибудь займусь психоанализом всерьез. Мне больше импонирует концепция самоанализа Карен Хорни. А для работы я выбираю интегративную психотерапию. Но я точно знаю, что еще не раз в своей жизни открою книги Фрейда, Адлера и Хорни и точно найду в них ответы на свои вопросы и открою новые горизонты для своего развития.