Легенда о том, что царь Иван Грозный убил своего сына Иоанна, уже почти не воспринимается обывателями как легенда, это уже псевдоисторический факт. На самом деле в исторических документах XVI века ему нет никаких подтверждений. Согласно наиболее достоверной версии царевич Иоанн был отравлен, а слух о его убийстве пустил монах Антоний Поссевин. Он приехал в Москву, чтобы повлиять на царя и расширить влияние папского престола, но потерпел неудачу. В отместку он придумал клеветническую историю об убийстве отцом собственного сына, а Н.М. Карамзин, поверив записям монаха и приняв их за историческое свидетельство, повторил эту байку в своих сочинениях.
Однако кровавая история, да еще и поведанная самим Карамзиным, больше прижилась в народе, и в 1864 году на этот сюжет было написано две знаменитые работы русских живописцев: В.Г.Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына» и Н.С. Шустова под тем же названием. На обоих полотнах Иван Грозный сидит у тела мертвого сына, приготовленного для отпевания.
На картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» другой сюжет: царь, обезумевший от горя и чудовищности своего поступка, исступленно сжимает голову убитого им сына, пытаясь остановить хлещущую из раны кровь. По одной из версий способ убийства подсказал Репину историк и археолог И. Забелин, портрет которого художник писал в 1877 году.
Работа над грандиозным полотном началась в 1884 году. Репин был настолько увлечен идеей, что делал множество эскизов и даже выкроек костюмов эпохи Ивана Грозного, вплоть до орнаментов и вышивок. Немаловажным был и подбор натурщиков. Для образа царя-убийцы Репин пригласил своего друга художника Григория Мясоедова, а на роль царевича Иоанна был выбрал писатель Всеволод Гаршин, с детства человек нервный и впечатлительный. «Задумав картину, - вспоминал Репин, - я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». И Репин не ошибся: через три года после написания картины Всеволод Гаршин прыгнул с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть.
Но не только на Гаршина так повлияла страшная картина. Многие при виде нее падали без чувств, а с барышнями случались истерические припадки. Но самый чудовищный акт вандализма произошел в 1913 году. Некто Абрам Балашов, как он сам себя назвал старообрядец и иконописец, а на самом деле пациент психиатрических клиник, кинулся на картину, выставленную в Третьяковской галерее, с ножом и нанес три удара по полотну. Психиатры, осматривавшие Балашова после покушения, единодушно заключили, что акт вандализма был произведен в состоянии аффекта под влиянием бредовой идеи положить конец человеческой агрессии.
Илья Репин, у которого к тому времени начала сохнуть правая рука, хотел помочь реставраторам и переписал заново голову Ивана Грозного, сильно поврежденную вандалом. Но исправление получилось настолько плохим, что тогдашний директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь стер новые слои, записал их по-своему и покрыл лаком. Сам автор при очередном посещении галереи это заметил, но ничего говорить не стал. Картина и по сей день выставлена в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Еще о реалистах можно прочитать здесь: Реализм Гюстава Курбе – безжалостный и беспощадный.
и здесь: Известная «Неизвестная» И.Н. Крамского