Найти тему
KOTLOVAN

Жесткий и кровавый шведский детектив. "1793" — история, грязь и смрад.

Подписывайтесь и читайте о литературе в телеграм канале KOTLOVAN

Швеция продолжает исправно поставлять детективы на полки читателей. Только теперь из современной, благополучной, но литературно-кровавой страны мы переносимся на 200 лет назад и ловим маньяка в 18-ом веке. Роман «1793» Никласа Натт-О-Дага.

Сюжет

Стокгольм. 1793-й год. Обнаружен жестоко обезображенный труп молодого человека: отрезаны руки и ноги, вырван язык, выбиты зубы, выколоты глаза, пробиты барабанные перепонки. Судя по ранам, убийца планомерно, одну за другой ампутировал конечности, не давая жертве умереть.

Расследовать дело берется Сесил Винге — молодой юрист-интеллектуал, умирающий от чахотки. Время и силы сыщика на исходе, а Стокгольм медленно полнится духом революции.

Что получилось

«1793» — жестокий, кровавый и грязный роман, полный грубых подробностей о времени, когда происходят события.

Если вы думаете, что в конце 18-ого века Швеция хоть чем-то походила на нынешнюю и, прогуливаясь среди милых домиков, можно различить вдали стук топора, что рубит лес на первую IKEA, — вас ждет глубокое разочарование.

Детская проституция, нищета и безграмотность, гниющие живьем тела, животное пьянство, реки помоев, кровавые казни, уличный мрак и жирные мухи на выгребных ямах. Вот что вас ждет, окажись вы на улицах Стокгольма в 1793 году.

Автор так нагнетает ужасы и садизм эпохи, что начинаешь сомневаться в правдоподобности происходящего. А еще больше удивляешься: как Швеция за два столетия смогла выбраться из смердящей ямы и вскочить в топ-10 самых благополучных стран?

И все-таки «1793» не только мрачная историческая зарисовка, но и детектив. Умирающий сыщик — это любопытный ход, который гонит сюжет вперед, но автор не до конца справился с этой гонкой.

В романе две крупные сюжетные вставки довольно опосредованно связанные с линией расследования. Возникает чувство недостаточности инструментария, а может быть знаний о работе полиции в тот период, чтобы историзм романа служил интересным дополнением к детективной линии, а не наоборот.

Сделав пару хороших ходов в сторону свежего материала, Никласу не хватило решительности (хочется верить именно решительности, а не фантазии) пойти дальше и раскрыть историю изощрённее.

Итог

Перед нами роман, где помещенный в исторические рамки детектив проигрывает мракобесию эпохи, которая хоть и вызывает рвотный рефлекс (в одной сцене ком в моем горле подкатил не от избытка сентиментальности), в то же время не отпускает читателя до конца.

Оценка 6

P.S В продаже появилось продолжение «1794», а в одном интервью автор упоминает «1795». Жестокость остается коммерчески успешной жилой.

Читайте еще

Почему детективы Джоан Роулинг так хороши?

Почему "Триумфальная арка" неудачный роман Ремарка?

Почему "Внутри убийцы" — плохой детектив?