Найти тему
Инна Добровольская

Когда пора идти с ребёнком к психологу.

Многие родители ошибочно полагают, что проблема в поведении и восприятии ребёнка в самом ребёнке. Это так лишь отчасти. Ребёнок лишь отражает состояние матери, характер взаимоотношений в семье. Маленькие дети всегда удовлетворяют психологические потребности матери (или того, кто занимается воспитанием ребёнка). Если мать беспокоится о том, что ребёнок заболеет, то малыш считывает это как то, что маме очень важно беспокоиться за него и старается дать ей повод беспокойства (т.е. часто болеть, если любимой мамочке это так важно!). Такие реакции ребёнка с возрастом остаются, хотя мать уже может не переживать так по поводу его здоровья.

Когда ко мне обращаются мамы с детьми до 12 лет я всегда говорю, что решать проблему нужно именно с мамы. А ещё лучше – прийти на семейное консультирование всей семьёй. Через семейное консультирование можно быстро определить семейный сценарий и выявить причины создавшихся проблем.

Но не всегда проблемы с странности в поведении ребёнка можно объяснить так просто.

Когда же необходимо обратиться с ребёнком к психологу?

- ребёнок неожиданно стал капризен, плаксив, тревожен, появляются различные страхи

- ребёнок отказывается от еды, наблюдается рвота, испытывает болезненные ощущения в животе

- без видимых причин нарушается сон, ребёнок может вскрикивать по ночам

- отказывается ходить в детский сад или школу, хотя до определённого момента ходил с удовольствием

- отказывается общаться с родственниками и знакомыми, с которыми до недавнего времени с удовольствием шёл на контакт

- временами у ребёнка наблюдается оцепенение, он как будто «съёживается» и затихает

Возможные причины:

· Ребёнок пережил травму (психологическую, физическую или сексуальную). Все может быть не так страшно, как вам покажется после прочтения этих строк, но лучше обратиться к специалисту, чтобы он помог найти причину таких изменений в ребёнке.

· В семье произошли события, которые вызвали сильную тревогу у ребёнка (развод родителей, переезд, утрата близкого человека.

· Во взаимоотношениях ребёнка с воспитателями, учителями, родственниками или знакомыми произошёл конфликт, о котором вы не знаете.

- ребёнок совершает бессмысленные движения, слишком подвижен и активен

- ребёнку сложно удержать внимание на одном виде деятельности, он почти сразу бросает его и переходит на другой вид деятельности (начинает игру и теряет к ней интерес)

- ребёнок совершает импульсивные действия (резко выбегает на проезжую часть, делает резкие движения, которые могут спровоцировать травму

- ребёнок часто травмируется, болеет

- мелкая моторика развита с отставанием от возрастных норм (не умеет завязывать шнурки, пользоваться ножницами, лепить из пластилина и т.д.)

- ребёнка раздражают шумные компании, людные места, командные игры (это его тревожит и вызывает негативные реакции и утомляемость)

- сон ребёнка нарушен в той или иной фазе, он может раскачиваться ночью на краю кровати, резко переворачиваться во сне

- ребёнок настаивает на ритуальных действиях (ходить только этой дорогой, носить только эту одежду, кушать только определённую пищу и т.д.)

Возможные причины:

· Наличие у ребёнка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

· Наличие РДА (ранний детский аутизм) или РАС (расстройство аутистического спектра)

· Наличие депрессии (сформировавшийся из-за внешних или внутренних факторов)

· В семье преобладает неконструктивный тип воспитания («Кумир семьи», гипеопека, «Попустительский»)

· Таким поведением ребёнок сохраняет семью.

· Ребёнок ведёт себя как значимый или отвергаемый член семьи

- ребёнок не справляется с программой детского сада или школы

- внимание рассеяно, не сконцентрировано, непроизвольное (после 5 лет)

- долго запоминает информацию и быстро её забывает

- рисует схематично, упрощённо (или, наоборот, вырисовывает тщательно детали)

- в сюжетах преобладают негативные образы (насилие, кровь, пожар и т.д)

- в поведении ребёнка присутствует отстранённость, чрезмерная активность, навязчивость, тревожность

Возможные причины:

· Ребёнок пережил травму (психологическую, физическую или сексуальную, родовую).

· У ребёнка присутствую органические нарушения (умственная отсталость, эмоциональные и поведенческие нарушения, аутизм).

· Педагогическая запущенность.

- ребёнок страдает энурезом или энкопрезом (недержание мочи и кала)

- ребёнок грызёт ногти

- ребёнок сосёт палец

- другие невротические проявления и навязчивые действия

Возможные причины:

· Слишком большая интеллектуальная или физическая нагрузка (большое количество развивающих занятий, занятий спортом и т.д.)

· Тревога за эмоционально близкого человека (например, когда отец бьёт мать или дома скандалы)

· Амбициозные родители (мой ребёнок лучше, умнее, он просто обязан таким быть!)

Прочитав все вышеизложенное – не паникуйте. Увидеть причину каких-либо нарушений может только специалист (психолог, невролог, психиатр). В большинстве случаев нарушения имеют психологический характер и устраняются, благодаря занятиям с психологом или психотерапевтом.

Если у ребёнка подтвердились органические нарушения - лучше честно взглянуть проблеме в глаза и вовремя помочь ребёнку, чем продолжать это не замечать. Из-за нежелания родителей признать нарушения больше всех страдает ребёнок. Зачем упускать драгоценное время?