Представьте себе: едете куда-то на машине со своей девушкой. Проезжаете по довольно пустынному и безлюдному месту, где и дороги-то нормальной нет. Вас насильно тормозит подозрительный субъект, вымазанный грязью. Не просто голосует (вы могли бы не остановиться) - а именно тормозит, перекрывая дорогу, так что у вас два выхода: либо сбивать его с риском сесть в тюрьму, либо останавливаться. И вы, конечно, останавливаетесь. Можно было бы попробовать объехать, но дорога - жидкая грязь, машину элементарно может занести даже на небольшой скорости, тем более, что и едете вы не на БМВ, а на "Москвиче".
"Слушай, друг! Подбрось до больницы, тут с парнишкой плохо" - просит вас тип в черной шляпе. Вы вежливо объясняете, что не сможете отвезти. "Что?!" - сразу взбеленяется господин в шляпе, тем самым, давая понять, что он не просил с вежливым лицом, а приказывал. И что у вас просто не было выбора, "подбрасывать" того парнишку (которого Вы и не видели), или нет. А вдруг вы им дверь откроете, а они вас выкинут из машины, грохнут по голове, девушку изнасилуют, заберут машину, и ищи их где-нибудь во Владивостоке. Дальше, подключается второй подозрительный субъект, в очках, а потом и третий, который просто перекрывает машине движение... Вы выходите из машины, вас бьют по лицу, машину забирают, кладут на заднее сидение якобы "раненого". А вы ведь не знаете, что это раненый! Вдруг он просто участвует в спектакле по бандитскому отъему вашего автомобиля, и все это срежиссировано? И на вашей машине просто уезжают, попутно похитив вашу девушку. Всё - налицо две уголовные статьи, угон машины, похищение человека.
Фильм "Белорусский вокзал" вышел на экраны в 1971 году. В тот момент на территории Советского Союза действовали единые Правила дорожного движения, принятые в 1961-м. К сожалению, я не нашел в интернете полный текст этих правил, но есть правила 1973 года, и мы можем допустить, что они не очень сильно отличались. В правилах 1973 г., в частности, был такой пункт: "Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство". У Алексея Кирюшина (Всеволод Сафонов) их не было, документы остались у Саши, сидевшего на земле. Если бы журналиста, который повез раненого в Склиф, остановили гаишники, проблем было бы не избежать. Доверенности у него тоже не было. Конечно, можно предположить, что машина была оформлена на девушку (Маргарита Терехова), и тогда доверенность не нужна, но это только предположение, в фильме нет на это прямого указания, но по логике - машина Саши. Да и заявление в милицию подавал именно он. Кстати, в ресторане Леша Кирюшин пил коктейль. И, возможно, он управлял машиной в нетрезвом состоянии. Но может так быть, что коктейль уже выветрился.
Но вернемся к ПДД 1973 года. Согласно им, водитель обязан "доставлять в лечебное учреждение пострадавших при ДТП". Но слесарь Петька (Виктор Проскурин) пострадал не в ДТП. Кроме этого, водитель обязан останавливаться и предоставлять транспортное средство медицинским работникам, следующим в попутном направлении, для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения, врачам, для проезда к больному, в случаях, угрожающих его жизни, работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и внештатным сотрудникам ГАИ для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи. Среди боевых товарищей, отнявших у Саши машину, не было ни гаишников, ни общественных автоинспекторов, ни врачей. Иными словами, Саша не нарушил никакие правила, он имел полное право не останавливаться, и не везти в машину пострадавшего слесаря.
Теперь посмотрим на ситуацию глазами бывших фронтовых друзей. Они находятся в смешанных чувствах и возбужденном состоянии: горе из-за потери боевого товарища перемешивается с радостными эмоциями от долгожданной встречи. Друзья делали хорошее, полезное дело. Помогли слесарю Ване ликвидировать аварию в канализации. У них на руках раненый, мобильников нет, они в промзоне, поймать машину, найти врача, или милицию, чтобы отвезли ко врачу - нет возможности. И тут приезжает какой-то молодой щеголь на машине и своим высокомерным, хамским поведением фактически обрекает молодого парня Петьку на мучительную смерть. Еще и руки распускает. Имели они моральное право вытолкать его из машины и спасти жизнь раненому? Пробок в Москве в те годы практически не было, вряд ли завезти человека в Склиф заняло бы много времени. Да по сюжету так и осталось непонятным, куда так торопился водитель Саша. Милиция встала на сторону фронтовиков и отпустила их. Между прочим, в уголовном кодексе РСФСР 1961 года была статья 127 - "Оставление в опасности". И, возможно, если бы Саша уехал, его могли бы привлечь по этой статье.
Так на чьей же стороне все-таки правда, в такой ситуации? Режиссер Андрей Смирнов отвечает однозначно: правы боевые товарищи, отобравшие машину у Саши и побившие его. Но советское кино тем и было хорошо, что часто не оставляло однозначных ответов на сложные вопросы. И каждый зритель вправе посмотреть картину и самостоятельно прийти к выводам. Фильм-то ведь отличный!
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!