О чём свидетельствует социологическое исследование
Недавно натолкнулся в Интернете на результаты исследования Левада-центра о том, как проводят досуг россияне старше 18 лет. Его результаты наводят на размышления. Сразу оговорю, что особенности периода коронавируса при этом не учитывались.
Самая популярная форма досуга – просиживать у телевизора (напомню, что в конце прошлого года президент Путин заявил, что от того, что показывают по телевидению «оторопь берёт»). Фильмы и сериалы 79% людей смотрят по телевизору не реже одного раза в неделю.
При этом фильмы в кинотеатре смотрит намного меньше людей – не реже одного раза в месяц это делает только четвёртая часть опрошенных. Ещё реже россияне ходят в театры, на концерты классической музыки, на выставки – более половины участников опроса этого не делают никогда, ещё 34% - очень редко.
Если к этому добавить, что на концерты эстрадных певцов и групп, на которых в былые времена, как говорится, яблоку некуда было упасть, теперь не реже раза в год (ГОД!) ходят только 36% наших соотечественников, редко посещают они рестораны, кафе бары (только 25% делают это хотя бы раз в месяц), то напрашивается вывод, что россиян «приковал» к телевизору недостаток средств: большая часть населения России просто не может себе позволить другие формы досуга.
И это, безусловно, верно. Но, думается, столь малый, говоря словами Маяковского, «спектр радостей» нынешних россиян объясняется не только этим. Ведь, скажем, выставки в большинстве случаев вполне доступны по стоимости людям даже с невысокой зарплатой. Говорить о том, что эта форма досуга никогда не была у нас популярной – нельзя. Я хорошо помню, как многие люди ездили на интересующие их выставки даже в другие города. А чтобы попасть, например, в Эрмитаж, нужно было выстоять ой какую очередь
Или чтение книг. Да, книги ныне не для людей с тощими кошельками. Но ведь есть библиотеки. Тем не менее, 55% людей художественную литературу читают крайне редко либо вообще не читают.
Показательно сопоставление основных форм досуга в России и в западной части Германии. Там проблемы со средствами нет – траты среднестатистического немца на досуг едва ли не превышают российский прожиточный минимум. Тем не менее, и там в лидерах ТВ (только наряду с компьютерными играми), а чтение книг, мягко говоря, непопулярно; посещение театра, музеев, выставок мало кто вообще упоминал в ответах.
А это уже свидетельствует о том, что у всё большего количества людей утрачивается тяга людей к такому досугу, который требует духовной активности, что, в свою очередь, является симптомом широкого распространения в обществе потребительской психологии. В развитых капиталистических странах Запада это явление специалисты отмечали ещё во второй половине ХХ века – Швейцер, Фромм, Эллюль и многие другие. Они констатировали, что потребительски ориентированный человек становится духовно пассивным, что общение с художественной культурой становится для него способом убить время и развеять скуку (именно такую возможность как раз и предоставляют телесериалы). Учёные увидели в этом один из симптомов «кризиса человека».
Что ж, опрос Левада-центра свидетельствует, что и наша, некогда «самая читающая», страна в этом отношении уже вошла в «цивилизованный мир».
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород