Найти тему
touch of ART

Натюрморт Голландии XVII века: от «завтрака» к «десерту»

В XVII веке в результате революции Нидерланды разделились на две части: Фландрию и Голландию. Их историческое, а значит и культурное, развитие пошло разными путями.

Во Фландрии католическая церковь, а также дворянство и высшее бюргерство стали играть главную роль в жизни страны. Они и были главными заказчиками живописных работ, поэтому помимо религиозных сюжетов для росписей церквей и мифологических для общественных зданий, на первый план выходят натюрморты. Как правило, они писались огромных размеров, так как служили украшением для замков и городских домой знати, и призваны были воспевать плодородие родной земли и щедрость природы.

Главным мастером фламандского натюрморта считается Франс Снейдерс. Его натюрморты – типичный образец изобильного натюрморта начала XVII века. Прекрасно написанные дары земли и воды лежат на изысканных тарелках, окруженных изящными вазами и кубками. Столы всегда изобильны и роскошно сервированы. При этом, открыв для себя возможности натюрморта, Снейдерс никогда не пренебрегает индивидуальной характеристикой предметов. Он удивительно точно пишет глянцевый панцирь лобстера, яркое оперение дичи, скользкую чешую рыбы. Каждый предмет выписан точно и с большим вниманием.

Франс Снейдерс. «Натюрморт с лобстером», 1615-1620
Франс Снейдерс. «Натюрморт с лобстером», 1615-1620

Другим путем «пошло» живописное искусство Голландии. Борьба за национальную независимость и победа бюргерства определили характер голландского живописи XVII века. Протестантизм почти полностью вытеснил влияние католической церкви, а значит, не было заказов на монументальное украшение соборов и спроса на религиозные сюжеты. Богатого дворянства тоже почти не осталось, а значит, не для кого было писать гигантские полотна. Голландских мастеров больше интересовал окружающий их быт и пейзаж, а сами работы имели небольшой размер. На фоне таких социокультурных событий блестящего расцвета в Голландии XVII века достигает именно натюрморт. Питре Клас и Виллем хеда чаще всего изображали именно завтраки с небольшим количеством блюд на относительно скромно сервированном столе.

Питер Клас. «Натюрморт с фруктами», 1644
Питер Клас. «Натюрморт с фруктами», 1644

На картине Виллема Класа Хеды «Натюрморт с позолоченной чашей» представлен излюбленный мотив мастера – завтрак. Перед нами стол, накрытый белоснежной смятой скатертью. На ней сервированы серебряная посуда, стеклянные бокалы, устрицы на блюде, лимон, булка. Все эти предметы выполнены с необычайным мастерством и точностью. Но цель создания такого натюрморта была не столько в демонстрации таланта живописца. Они были призваны напомнить зрителю о бренности жизни Vanitas и месте человека в этом мире. Если присмотреться внимательнее, на картине видно недавнее присутствие человека, вынужденного внезапно уйти. Кубок опрокинут, булка разломлена, лимон полуочищен. И это тоже не случайно. Многое на голландских натюрмортах имело символическое значение. Так, лимон был призван напомнить об умеренности: если добавить лимонный сок в блюдо или напиток в небольшом количестве, оно станет только вкуснее, если же добавить слишком много – оно будет испорчено.

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с позолоченной чашей», 1635
Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с позолоченной чашей», 1635

Во второй половине XVII века жизнь голландского общества меняется. Буржуазия все больше начинает стремиться к аристократизации, они стремятся перенять их уклад жизни, что в первую очередь отражается на характере натюрмортов. «Завтраки» Класа и Хеды сменяются «десертами» Виллема Калфа. Общий характер изображенных предметов становится более вычурным и дорогим. На смену простой утвари и смятым скатертям приходят мраморные столы, роскошные кубки, хрустальные бокалы и тяжелые вышитые скатерти. С необычайным мастерством и вниманием выписываются экзотические фрукты. Единый тон натюрмортов сменяется богатой градацией разнообразных изысканных оттенков. Для натюрмортов Калфа характерна игра света и световые эффекты на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота и серебра, мягкого сияния перламутровых раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней изысканных бокалов и кубков.

Виллем Калф. «Десерт», 1653-1654
Виллем Калф. «Десерт», 1653-1654

Натюрморт – одно из художественных воплощений самой важной темы голландской живописи – темы частной жизни обыкновенного человека. И голландские мастера достигли невероятных высот в ее исполнении.

Еще о знаменитых голландцах можно прочитать здесь: «Подсолнухи» Ван Гога, или разочарование Японии

и здесь: Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь – гимн Нидерландского Возрождения