Найти тему
Лекторий СПВ

Школьная программа сейчас сложнее, чем в СССР. Но почему дети вырастают неучами?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Я работала университетским преподавателем, когда к нам пришли первые потоки ребят, набранных по ЕГЭ. Сами ребята были хорошие. А вот их познания впечатляли куда меньше, чем познания их предшественников, сдававших обычные вступительные экзамены.

Помните старые контрольные по математике? Допустим, есть три задания. Первое - «Реши примеры». И даны примеры. Второе - «Вычисли неизвестное». И даны уравнения с неизвестным. Третье - задача, разумеется. Пишем «дано», «решение» и «ответ».

А вот какие задания в современной контрольной для ученика младшей школы: даны четыре столбика уравнений, над которыми висит многословная и устрашающая надпись - «Обведи номер того столбика равенств, в котором все неизвестные уменьшаемые больше числа 5, но меньше числа 15».

«Что, простите?» - родители нахмурились и даже почесали свои семь пядей во лбу, прежде чем поняли, что надо сделать в задании. Конечно, они поняли! И даже правильно отметили нужный столбик. Недаром они взрослые... Только это задание для восьмилетнего ребенка.

Кроме того, в программу для малышей включили изучение сложной терминологии, которую раньше изучали в средней и старшей школе. Фонетика, синтаксис, метафора, эпитет, олицетворение, аллегория...

Кстати, я буквально сегодня держала в руках вариант экзаменационного теста по литературе за 2020 год. Там все те же вопросы про эпитеты и олицетворения, определения которых зубрят малыши!

Получается, второклассник мог бы неплохо написать ЕГЭ!

Как же так выходит, что при кажущейся сложности современной школьной программы дети вырастают безвольными неучами и лентяями, знающими куда меньше, чем их великие предки, которые шли в первый класс «чистыми листами», то есть без необходимых нынче умений читать и писать с пеленок?

Во всем виновата эта самая кажущаяся сложность. Ученик начальных классов - пока еще открытый, восторженный, жаждущий знаний и приключений, идущий в школу, как на праздник, внезапно получает двойки за неправильно выполненное задание. И сразу красной ручкой в дневник!

Ребенок расстраивается, приходит домой в слезах... Что сделает любящий родитель? Правильно. Пожалеет ребенка. Постарается утешить. Скажет, что не надо так убиваться из-за оценок. Любящему родителю психическое состояние ребенка важней успеваемости.

Постепенно ребенок адаптируется, привыкает к плохим оценкам и повсеместной несправедливости, выращивает толстую броню «пофигизма», без которой можно сойти с ума в современном мире. Ему становятся безразличны и оценки, и предметы. Школьные годы превращаются в некий обязательный срок, который надо отбыть, потерпеть и забыть.

А как же самолюбие и чувство собственного достоинства? А как же мотивация? А как же интерес к новым знаниям и умениям? Как же мечты о великих открытиях, свершениях и изобретениях? Все это убивается на корню! Еще в начальной школе.

Не пополнить своими детьми поколение потребителей, пофигистов и неучей - отныне задача родителей. Быть частью системы, но не стать ее жертвой - наука посложней «тыканья» галочек в нужные места.

(Материал из авторской колонки детской писательницы Анастасии Момот в «СПб ведомостях»).