Два друга - два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов...
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Когда много ездишь, получаешь информацию с разных мест, то постепенно прорисовывается связь времён, имён и событий: складывается в голове исторический пазл. На примере нашего путешествия можно показать одну из многих исторических картинок, которые сложились и открылись перед нашими глазами в течение данного путешествия.
КИРИЛЛ и ФЕРАПОНТ миссионеры русского Севера.
Преподобный Ферапонт. Основатель Ферапонтова монастыря. И Кирилла и Ферапонта вскоре после их смерти причислили к лику святых.
История возникновения двух уникальных монастырей такова. Своими словами, что нашел важным для себя.
Два инока, Кирилл и Ферапонт, летом 1397 года нарисовались на берегу Сиверского озера с особой миссией. К тому времени эти места были вовсе не безлюдны – по реке Шексна проходил северный торговый путь. Народу много, а монастырей нет – непорядок. Нашли высокое место, монастырям негоже находиться в низинах, поставили крест, вырыли себе землянку, одну на двоих, и зажили, как отшельники. Впоследствии вокруг их незатейливого жилища образовался самый крупный по площади монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Потому что отшельники эти были не простыми иноками. Кирилл по тем временам пребывал в почтенном возрасте - 60 лет, не шутка! и был достаточно богатым человеком знатного рода. В чине архимандрита он служил настоятелем крупнейшего в Москве Симонова монастыря. В прошлом ученик Сергия Радонежского. У Кирилла не складывались отношения с местным начальством и он решил дожить остаток своих дней подальше от московских иерархов. Заблаговременно отослал своего приятеля Ферапонта на север с разведывательными целями – есть ли там жизнь, и имеется ли на северных землях возможность служению церкви. Ферапонт успешно выполнил работу, вернулся живым и невредимым с докладом, что перспектива развития территорий в северном направлении очевидна.
Зачем Кирилл и Ферапонт поселились в землянке не совсем понятно, потому что вскоре по приезду, Кирилл начал скупать окрестные земли и строить монастырь. Видимо, все монастыри по правилам церкви должны были начинаться с отшельничества, а отшельники на Руси почитались особо.
Надо сказать, друзья хорошо начали свою миссию. Волшебным образом из ниоткуда, появилась, бригада мастеров плотницкого дела и мигом поставила первую деревянную церковь Успения Богородицы. С неё началась история Кирилло-Белозерского монастыря, который со временем стал одним из самых богатых монастырей Руси с 20000 работающих на него крестьян. Здесь начинал свой путь основатель Соловецкого монастыря, куда мы стремились всей душой, здесь постригся в монахи будущий устроитель замечательного Ошевенского монастыря, где я побывал в этом году и чему несказанно рад. Из стен монастыря вышел основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий.
Кирилл умер в 90 лет и оставил после себя процветающую, ещё долго после него прекрасно работающую епархию. В стенах Кирилло-Белозерского монастыря расположен ещё один – Малый Ивановский монастырь. На сегодняшний день Малый-Ивановский монастырь полностью передан церкви, где постоянно проводятся службы.
Со временем монастырь стал центром продвижения церкви дальше на север и вширь. После столетнего пребывания Валаамского монастыря под шведами, доведшего его до плачевного состояния, монастырь на двадцать лет был передан Кирилло-Белозекому монастырю, и усилиями братии был возвращен к жизни.
По описи 1601 года монастырь был обнесён каменными стенами с восемью башнями, в нём располагались девять каменных церквей и колокольня и хозпостройки. Богаче считался на то время только Троице-Сергиевский монастырь, основателем и настоятелем которого был Сам Сергий Радонежский...
Понятно, что монастырям в те незапамятные времена отводилась роль не только церковного служения: их мощные стены также являлись форпостами на дальних подступах столицы. Поэтому Москва не жалела деньги на их развитие и содержание.
Вначале 1600-х поляки, литовцы и шведы пять раз испытывали на прочность стены монастыря, но ни разу не переступили их периметр. Чаще всего лиходеям, чесавшим затылки подле 11-ти метровых каменных стен в высоту и 7-ми метровых в толщину, у 20-ти метровых в диаметре и 40-ка метровых в высоту башнях, хватало ума не биться головой о каменные твердыни, а с позором возвращаться домой. Так что Кирилло-Белозерский монастырь миновала судьба быть захваченным кем-либо на протяжении всей своей истории.
Не надо исключать и тот факт, что на Руси не редко случались народные бунты и князья, а далее цари, монастырские укрепления учитывали, как место временного пережидания в лихолетье.
Конечно, то что есть сегодня, не соответствует тому, что видели прихожане монастыря в конце 15 века, когда был построен грандиозный по своим размерам Успенский собор, или когда монастырь закрылся стенами, внутри которых весь 16 век велось строительство. Монастырь и в дальнейшем развивался, храмы обрастали пристройками, приделами, менялись архитектурные стили, и в итоге сейчас перед нами то, что милостивое время сумело сохранить потомкам великих строителей прошлого. Глядя на церкви почтенного возраста, каждый раз я ловлю себя за казалось бы нелицеприятным занятием. Я, как бы раздеваю закутанную в множество одежд женщину, пытаясь дойти до её природной основы: убираю пристройки, привожу в правдоподобное состояние кровлю с кокошниками и закомарами, прорезаю заложенные окна, очищаю поздние наслоения архитектурных деталей и в итоге, - получаю первозданную красоту, какую замышляли зодчие поначалу. Это, скажу я вам, интереснейший и занимательный процесс. Вот пример от ученого, для которого "раздевание" объектов древности, является предметом каждодневной работы. Хорошая работа, не правда ли?
Больше всего среди нагромождений зданий в монастыре меня зацепила церковь Ефимия Великого, 1646 года постройки. Это небольшой больничный храм. А знаете почему? Потому что эта церковь менее всех пострадала от времени и почти не изменилась в своём обличии. Вот для сравнения два снимка: какова она на моём снимке и в реконструкции того же С.С. Подъяпольского.
На протяжении 500 лет своей истории в Кирилловскую обитель и к её приписным монастырям ссылали неугодных царям родственников, жен и соперников. Перечисление знатных имен займёт много времени. Скажу лишь о том, что здесь содержался взаперти гонимый за раскольничество патриарх Никон, который провёл в стенах монастыря шесть лет.
С выходом России в Балтийское море в начале XVIII века отпала необходимость в северных крепостях. Утратили свое былое значение торговые магистрали, проходящие вблизи монастыря. Реформы Петра I, Екатерины II положили конец монастырскому экономическому могуществу.
Слава богу, Кирилло-Белозерский монастырь в советское время, после его закрытия и разграбления, не стал тюрьмой и не был разрушен, а с 1924 года в нём открыли музей, где постоянно занимаются реставрационными работами. В 1997 году, в год празднования основания обители, указом Президента РФ, Кирилло-Белозерский музей-заповедник включён в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. И с глубоким удовлетворением сообщаю вам, что выглядит монастырь прекрасно, люди там замечательные, разрухи нет. Спасибо Б.Н. Ельцину за указ!
Наговорил я уже предостаточно, фотографий избыточно, чтобы те, кто ещё не видел это чудо, немедленно вставили в свой план на ближайшее будущее хоть один раз побывать в этом месте. Поверьте мне - не пожалеете.
Рядом с центральным входом в монастырь есть сувенирный магазин с деревянной резьбой на фасаде. Любители керамики могут насладиться замечательной куракинской керамикой. Потрясающие работы! Но лучше увидеть их в полном объёме в мастерской, где они производятся на ул. Преораженского 2Б. Я дважды пролетал мимо, так и не побывал в мастерских: один раз - ещё не знал, второй - знал, но забыл.
Богородице-Рождественский ФЕРАПОНТОВ мужской монастырь.
Уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени.
Монастырь, на самом деле, не столь масштабен, как его коллега Кирилло-Белозерский, но так же известен, так же был значим в прошлом, и так же признан сегодня, как культурное наследие страны. Два монастыря, учитывая их близость друг к другу, всего 20 км, и одинаковую удаленность от центра, то есть от Москвы, сложно рассматривать врозь. Наши друзья, гуляя по Кирилло-Белозерскому монастырю, были потрясены настолько, что сказали: "Только из-за него можно было ехать так далеко - такое не забудется!" Но спустя два дня, мы все, после Ферапонтова монастыря смешали в одну кучу их обоих, путали данные и поняли, что, несмотря на очевидную разницу в масштабах, в сущности они два брата из одной семьи, разные, но родные, и потому воспринимать оба монастыря необходимо, как единое целое, как общий центр района Белозерья. Неспроста оба монастыря основали два друга, которые служили вместе в монастыре Москвы, а затем вместе поднимали махину Кирилло-Белозерского монастыря. И ничего, а может даже и хорошо, что у них что-то не сложилось, а что именно известно одному богу, но Ферапонт на следующий год в 20 километрах от прежнего места начал строительство уникального монастыря, названного его именем. И у него всё получилось.
И, кажется странным, что в списке ЮНЕСКО Ферапонтов монастырь есть, а его большего брата, Кирилло-Белозерского, нет. Странно и жалко…
И в заключении хочется сказать пару слов о людях севера. Удивительно благожелательный народ. По окончанию каждой поездки в эти благодатные края ловлю себя на мысли, какие же приятные и отзывчивые люди попадаются у нас на пути. Вот и здесь, в Ферапонтовом монастыре, мы ещё раз получили урок взаимопонимания от музейных работников. Так получилось, приехали в неурочный час: монастырь открыт, а храмы на замке. Объяснили, попросили, что нехорошо, если мы так далеко ехали и не увидим самого главного - фрески маэстро Дионисия с сыновьями на стенах собора Рождества Пресвятой Богородицы. Нам даже умолять не пришлось. Нашли экскурсовода, открыли храмы и полчаса посвятили только нам. !!!!!! Частокол восклицательных знаков. Хотели заплатить - наотрез отказались. После такого отношения, приподнятого настроения хватает на целый день. Спасибо им большое!
И напоследок хочу поделиться местом пребывания в г. Кириллов. Совсем недалеко от города есть это отель. Не помню его названия, но он единственный. Приятное место! После монастырей - лучшее место для отдыха. Домики прямо на берегу Сиверского озера с персональным зоной отдыха. Еду носят в домики. Там такие закаты и рассветы!!!
На этом заканчивается вторая часть путешествия «СОЛОВКИ-МОСКВА и обратно».
Далее будет третья часть о Кижах.
Я очень рад, что вы дочитали до конца, значит вам понравилась статья.
Здоровья вам и путешествий!
Подписывайтесь на мой канал, нажмите на ссылку здесь, чтобы ничего не пропустить и видеть новые публикации чаще в своей ленте, ну и ставьте лайки, делитесь с друзьями, я буду благодарен.
Другие части путешествия можно посмотреть здесь:
"МОСКВА-СОЛОВКИ" и обратно. Радости и печали... Часть 1. КАЛЯЗИН, УГЛИЧ, МЫШКИН...
"МОСКВА-СОЛОВКИ" и обратно. Радости и печали... Часть 3: "КИЖСКИЙ ПОГОСТ
"МОСКВА-СОЛОВКИ" и обратно. Радости и печали... Часть 4: "ОСТРОВ СОЛОВЕЦКИЙ"
"МОСКВА-СОЛОВКИ" и обратно. Радости и печали. Часть 5. ПЛЁС - город в подарок...