Самым популярным у пассажиров дальнего следования России является направление Москва- Санкт-Петербург, число прямых поездов в пиковые дни выезда достигало 40-45 поездов,
а общее число поездов дальнего следования на линии Москва- Санкт-Петербург достигало 70 пар поездов в сутки. Подобные размеры движения пассажирских поездов для СНГ большая редкость. В эти цифры входят скоростные поезда курсирующие днём: 15 пар поездов Сапсан, 1 Невский Экспресс, 1 Стриж и 1 Ласточка. Но на фоне ночного плотного движения, поезда ночью идут пакетами по 7-10 поездов каждые 7 минут, день выглядит достаточно скромно,
да к тому же днём преимущественно ездят достаточно дорогие поезда Сапсан, другие поезда представлены скромно. Хочу напомнить, что до массового ввода в график поездов Сапсан,
на линии курсировали дневные поезда Юность, Экспресс (электропоезд) и Аврора, имеющие различное время в пути от 5:15 до 8 часов и, соответственно различную стоимость проезда. Также важным считаю напомнить, что большинство ночных поездов Москва- Санкт-Петербург в дневное время простаивают в пунктах оборота, а могли бы ездить и днём.
Поэтому весьма разумным было бы назначить дополнительные дневные поезда Москва- Санкт-Петербург с использованием составов ночных поездов.
При этом важно осуществлять скоростной пропуск поездов на линии, для исключения их обгона скоростными поездами Сапсан, как это было реализовано с новым поездом 153/154 Санкт-Петербург-Ярославль: обгонов нет, средняя скорость на главном ходу ОМ ~125 км/ч. На основе графика движения этого поезда, 153/154 Санкт-Петербург- Ярославль, можно предположить, что реальным временем в пути аналогичного поезда, но по маршруту Москва- Санкт-Петербург, может быть время 5:10-5:30, что весьма конкурентноспособно для дневной поездки по сравнению с другими видами транспорта, но при этом Сапсан, Стриж и Невский Экспресс едут значительно быстрее и новые поезда не создадут им конкуренцию. Анализируя расписание движения приходишь к выводу, что наиболее удачным временем назначения новых дневных поездов надо выбрать утренние часы как из Москвы, так и Санкт-Петербурга, потому днём и вечером поезда всё-таки есть. Поэтому время отправления из Москвы ориентировочно надо брать 7:05 за парой Сапсанов на 6:50 и 7:00, а из Петербурга в 6:55-7:00, также за парой Сапсанов на 6:40 и 6:50.
При скоростном пропуске новых поездов, следующая пара Сапсанов не догонит их до прибытия в конечный пункт. Так как интервал между парами скоростных поездов Сапсан составляет 2 часа, то даже если новые дневные поезда будут идти 5 часов 50 минут, то обгон в пути следования им также не грозит.
На основании вышеизложенного можно составить примерный график новых дневных поездов Москва- Санкт-Петербург
Отправление Москва 7:05, прибытие Санкт-Петербург 12:20
Отправление Санкт-Петербург 6:55, прибытие Москва 12:10
Данную идею можно будет дальше развить добавив ещё 1-2 пары дневных скоростных поездов с использованием составов ночных поездов и обеспечивая за счёт высокой скорости безобгонный график, что является крайне важным, в дневном сообщении. Время отправления сделать вечером, так же отправлять за парами Сапсанов для Москвы это на 15:45, за парами Сапсанов на 15:30 и 15:40, а для Петербурга это на 17:15 за парами Сапсанов на 17:00 и 17:10.
Назначение дополнительных дневных поездов Москва- Санкт-Петербург позволит существенно повысить привлекательность железной дороги для дневной поездки, улучшит эффективность использования имеющегося подвижного состава.