Свой курс для редакторов я бы начал такими словами:
Вот три кита, три основания профессии, которую вы избрали.
Первое. Редактор должен всегда помнить о том, что любая, самая дружелюбная редактура причиняет автору произведения физические страдания. И это не метафора — достаточно сделать замеры гормонального фона, температуры тела и давления художника при ознакомлении с ней, чтобы наглядно убедиться в этом.
Когда Пушкин кричал на цензурные исправления, сделанные красным карандашом, "это кровь моя льётся", он с присущим его гением точностью выразил этот простой факт.
Сердечный приступ при похожих обстоятельствах свёл Лескова в могилу. Помните об этом.
Второе: в задачи редактора не входит исправление текста, и тем более его переписывание.
Профессия редактора — выявлять то лучшее, что есть в тексте. Именно выявлять. Это профессия не столько имеет отношение к драматургии, сколько к психологии.
Третье и, возможно, самое главное: эта профессия требует самоотречения. Гравировать имена победителей на кубках ничто в сравнении с нею. Поэтому она требует от человека, её избравшего, высокого уровня нравственного развития. Это не профессия, это служение.
И последнее — редактор должен не только непрерывно заботиться о своём нравственном развитии, но и внимательно следить за художественным.
Редактор должен быть в курсе всего происходящего не только в той сфере искусства, в которой он работает, но и в смежных областях. Все видеть, всё смотреть и всё читать — есть его прямая профессиональная обязанность.