Пока создатели электротранспорта работают над созданием достаточно емких, надежных и не зависящих от погодных условий аккумуляторов, многие владельцы автомобилем с обычным ДВС так и не могут ответить на вопрос: есть ли смысл в гелевых аккумулятор. И действительно: обычные свинцово-кислотные батареи активно применяются в автомобилестроении уже очень долгое время! К основным их достоинствам можно отнести достойную живучесть, неприхотливость, легкость в обслуживании (хотя есть исключения) и дешевизну. Для многих станет неожиданностью тот факт, что гелевые аккумуляторы по факту являются свинцово-кислотными. Но у них есть несколько особенностей. Все, что касается гелевых аккумуляторов – в материале Avto.pro.
В чем особенности гелевых аккумуляторов
Что ж, мы более-менее разобрались с тем, как работает кислотный аккумулятор. У него есть несколько недостатков. Наибольшую опасность представляет выделение опасной пары газов из электролита. Как было описано в предыдущем разделе, их выделение непременно возникает при перезаряде аккумулятора. Еще одна проблема: испарение воды. На практике АКБ постепенно теряет воду по ходу эксплуатации – идеальная зарядка практически невозможна, да и на нее приходится лишь доля потерь H2O. Гелевые аккумуляторы лишены этого недостатка. Аккумуляторный гель состоит из воды, серной кислоты и иммобилизирующего силиконового вещества на основе двуокиси кремния. За счет добавления последнего в жидкий электролит он становится очень плотным. Вот каковы достоинства гелевых аккумуляторов:
- В них не наблюдается бурного выделения газов;
- Емкость АКБ почти не меняется в неблагоприятных условиях (например, в сильный мороз);
- Устройство не выходит из строя при пробое корпуса;
- Такие аккумуляторы не требуют обслуживания;
- Их можно перезаряжать до 1000 раз;
- Пластины таких аккумуляторов со временем не осыпаются.
Наиболее приятными «бонусами» гелевой АКБ является то, что в ней не осыпаются пластины, не наблюдается самопроизвольный разряд и само устройство отличается высокой устойчивостью к механическим воздействиям. Приятной особенностью устройства является низкий ток саморазряда – теряется лишь 15-20% заряда при 12-месячном простое. Однако без минусов не обошлось. Гелевые аккумуляторы не стали сверхпопулярными по причине:
- Высокой стоимости;
- Необходимости использования устройств, регулирующих напряжение зарядного тока (14,3-14,5 V, не больше);
- Необходимость установки на автомобиль специальных промежуточных блоков;
- Опасности выхода устройства из строя при сильной перезарядке.
Также практика успела показать, что хоть гелевые аккумуляторы исправно работают даже в сильный мороз, длительные воздействия низких температур отрицательно сказываются на самом геле. Автомобиль с таким аккумулятором всегда заводится с пол-оборота даже в сильный мороз, однако само устройство может выйти из строя спустя несколько лет эксплуатации. Решить эту проблему позволяет дополнительное утепление батареи, организация которого не займет много времени и не ударит по кошельку.
Новые технологии аккумуляторных батарей
В предыдущих разделах мы не затронули один важный момент: электроды аккумуляторов могут иметь плоскую или же спиральную конфигурацию. Это не столь важный момент, однако он все же касается последних технологий аккумуляторных батарей. Дело в том, что спиральные электроды для батарей запатентованы компанией Johnson Controls, причем использование патента серьезно ограничивается компанией. По этой причине аккумуляторы со спиральными электродами ведется только в США, а вот с плоскими – на всех континентах. Однако практически все производимые АКБ с технологией AGM имеют плоские электроды. В некотором смысле патентные ограничения даже сыграли на руку производителям, использующим эту технологию.
AGM-аккумуляторы отличаются от гелевых и обычных свинцово-кислотных тем, что в них электролит не может свободно течь внутри корпуса – им пропитана стекловолоконная сепараторная ткань. При этом кислотным составом заполнены не все микропоры ткани – в свободном пространстве выделившиеся газы могут рекомбинировать. У AGM-аккумуляторов есть несколько интересных особенностей:
- Они имеют почти такую же высокую, как и GEL-аккумуляторы, устойчивость к вибрации;
- В них не наблюдается выплескивания электролита;
- Они долговечнее обычных аккумуляторов, хотя и несколько уступают гелевым;
- Стекловолоконные кислотные аккумуляторы имеют высокую емкость (особенно модели со спиральными электродами).
К тому же, AGM-аккумуляторы значительно дешевле гелевых. Многие автолюбители справедливо считают ценник последних искусственно завышенным. В странах Евросоюза многие специалисты отдают предпочтение именно технологии AGM. Во многом это обусловлено дешевизной задействованного при производстве сырья (положительно сказывается на цене готового изделия) и схожими с гелевыми аналогами показателями безопасности и износоустойчивости. И помните: технологии AGM и GEL это не одно и то же. Многие автолюбители ставят равно между ними, что является серьезной ошибкой.
Выбор гелевого аккумулятора
Подобрать GEL-аккумулятор несложно, хотя автолюбителю придется учесть очень важный момент: не все автомобили можно оснастить таким устройством. В комплекте с ним имеет смысл приобрести приобрести специальное зарядное устройство, так как гелевые аккумуляторы заряжают при напряжении не более 14,5 V строго определенное время. Но что касается выбора непосредственно аккумулятора, то стоит учитывать:
- Напряжение, подаваемое установленным генератор: не более рекомендованного производителем аккумулятора (параметр Cycle use);
- Пусковой ток: такой же, как у имеющейся батареи, или больше;
- Емкость аккумулятора: тот же принцип, что и в случае пускового тока.
Как видите, ищут гелевый аккумулятор как и обычный жидкостный свинцово-кислотный, но с одним исключением – учитывают напряжение от генератора. Впрочем, подобные устройства подходят практически ко всем легковым автомобилям, так как для них не характерны высокие генерирующие и потребляющие мощности. Приятный бонус: гелевые АКБ очень компактны. Даже аккумулятор повышенной емкости наверняка уместится в подкапотной нише вашего автомобиля. А что касается производителей, то мы рекомендуем обратить внимание на изделия таких фирм:
- Bosch (Германия);
- Optima (США);
- Banner (Австрия);
- Mutlu (Турция);
- Varta (Германия);
- Furukawa (Япония);
- Exide (США).
Качество европейских и американских изделий не вызывает нареканий автолюбителей. Многие покупатели обращают внимание в первую очередь на стоимость гелевых АКБ. Самые дорогие изделия предлагают немецкие производители, тем временем как турецкие и американские фирмы имеют весьма демократичную ценовую политику. Особняком стоят отечественные производители – их аккумуляторы могут похвастать приемлемой ценой и достойным качеством исполнения, которое, впрочем, немного не дотягивает до уровня зарубежных аналогов.
Вывод
Несмотря на впечатляющие характеристики и высокую надежность, гелевые аккумуляторы пока не успели стать популярными. А возможно, не станут никогда – выбирая между GEL и AGM, многие выбирают аккумуляторы со второй технологией. Но где гелевые АКБ практически незаменимы, так это в тюнинге. Надежные, выносливые и малогабаритные, они будто созданы для спортивного тюнингованного транспорта. Но даже если вы владелец обычной городской легковушки и ваш не бюджет не слишком ограничен, мы рекомендуем обратить внимание на гелевые аккумуляторы.