(The Art of Self-Defense, 2019, США)
Вряд ли создатели "Искусства самообороны" хотели отщипнуть свой пучок славы от лаврового венка "Бойцовского клуба" Финчера. Ну разве что самую малость, так, несколько листиков. Тем не менее, нет сомнений в том, где режиссёр/сценарист Райли Стернс подсмотрел сюжетную основу для своего фильма. При этом, к чести его будет сказано, во всём остальном он избежал откровенных заимствований и шёл своим путём.
Какое там - даже безобидные отсылки к "Клубу", которые здесь были бы не зазорны и уместны, Райли решил не делать, чтобы лишний раз не нервировать фанатов культовой классики. Которые и без того ещё не раз напомнят Стернсу, что он не Паланик и не Финчер, да и в каратэ (вокруг чего крутится местный сюжет) разбирается на уровне пары-тройки журнальных статей, не более.
Как бы то ни было, перед нами не очередной пафосный клон "Парня-каратиста" и "Не отступать и не сдаваться" с их предсказуемыми историями и рельсовой моралью, а очень даже своеобразное кино. Напичканное чёрным юмором с нарочито серьёзным лицом и глумливо выворачивающее наизнанку киноштампы о боевых искусствах.
Хотя стартует оно вполне привычно: робкий бухгалтер по имени Кейси (Джесси Айзенберг), все друзья которого - его собака-такса да интернет, - пошел однажды вечерком в магазин. Ну и отхватил по дороге от каких-то байкеров таких увесистых пенделей, что едва не склеил ласты. К счастью, парня откачали и послали на больничный, где он и задумался над тем, как ему с его мягкотелостью выживать дальше в суровом городе.
Покупка "ствола" показалась Кейси не вариантом - видимо, смутили слишком большие мушки, - и он решил записаться... в секцию каратэ! Казалось бы, самую обычную, где даже детишек по утрам тренировали. Но мы-то с вами тёртые зрители и нутром чуем: идиллия, царящая в этом додзё, явно натянутая и имеет неприглядную оборотную сторону.
На этом описывать сюжет прекращаю, ибо без гадских спойлеров это не выйдет. Но предупрежу: далее у знатоков и любителей каратэ, особенно лишенных чувства юмора, может начать припекать в районе болевой точки お尻. И не потому что Райли Стернс чересчур больно пинает "священных коров" этого единоборства в виде его церемониальности и традиций, хотя местами и не без этого. Просто дело в том, что и сэнсэй у Кейси оказывается не слишком... сэнсэистый, и соратники по татами все себе на уме. А главное - сам Кейси вскоре начинает воспринимать преподаваемое ему искусство, мягко говоря, очень своеобразно. Тем более, что учитель не только не избавляет парня от тараканов в голове, а, наоборот, подкармливает их, заставляя тех плодиться всё больше и больше...
***
В общем, несмотря на банально-протокольное название фильма, сам он получился неординарным, жестким, и мало-помалу раскручивающим маховик сюжетного безумия (по тому же принципу, что и в "Бойцовском клубе"). Благодаря чему его развязка порадует вас накалом нечеловеческих страстей и эффектными поворотами. Хоть малость и предсказуемыми из-за честно вывешенных, где надо, на стены "ружей", но всё равно резкими и удачными.
...Ну или не порадует, если вы не оцените эту беспардонную "шутку юмора" Райли Стернса и не досмотрите кино до конца, что тоже не исключено.