«Все изменяется и остается неизменным».
Гегель
Тезис Римского Клуба: «Думать глобально, а действовать локально», может превратиться в свою противоположность: «Думать локально, а действовать глобально».
Глобально мыслить и локально действовать — это, прежде всего, культура этического мышления, которая и определяет возможности разумного принятия конкретных решений.
Локально мыслить и глобально действовать — означает, прежде всего, развитие эгоистического мышления, неспособного оценить последствия принятых решений в осуществляемом выборе.
Глобально мыслить и локально действовать с позиции этического образования – означает выстраивание процесса образования на законах природы, определение методов и средств развития нравственной личности в логике данных законов.
Логика данного процесса обеспечит устойчивое и эффективное становление личности в согласовании с динамикой и естественными законами природы, не зависящими от субъективных точек зрения «великих» педагогов современности. В этом и только в этом случае развитие педагогики не будет зависеть от произвола субъективных оценок. Но тогда возникают естественные вопросы:
Что представляют универсальные законы природы? Как согласовать нравственный выбор человека с универсальными законами природы в процессе его этического становления?
Назовем восемь положений, которые на наш взгляд раскрывают принципиальные особенности методологии становления этической личности:
1. Думай глобально, а действуй локально.
2. Думай системно.
3. Думай на перспективу.
4. Думай в целом.
5. Думай естественно.
6. Думай с позиций общества.
7. Думай общечеловеческими ценностями.
8. Думай изменениями.
Добавим теперь к каждому положению по несколько слов, которые будут раскрывать особенности нашей методологии. Методологии естественного становления этической личности:
1. Думай глобально, а действуй локально с целью сохранения развития системы природа—общество—человек.
2. Думай системно и для этого, прежде всего:
• выдели систему из ее окружения, то есть выдели пространственно-временную границу, отделяющую систему от среды;
• выдели в системе «сохраняющееся» и «изменяющееся» или, другими словами, «общее» и «частное», или «инвариантное» и «частные системы координат»;
• установи между ними связи в пространстве и времени как группу преобразований с инвариантом;
• определи правила устойчивого движения системы, то есть законы ее сохранения и изменения во времени и пространстве;
• определи правила сличения решений с законами движения системы;
• рассмотри все возможные траектории движения системы;
• выбери из всех возможных решений те, которые согласуются с законами устойчивого движения системы;
• выбери из оставшихся решений те, которые сохраняют развитие системы в целом.
3. Думай на перспективу:
• опираясь на законы движения и развития системы;
• выделяя ближайшую и отдаленную перспективу;
• оценивая ближайшие и отдаленные последствия возможных решений с позиции их влияния на сохранение развития системы в целом.
4. Думай в целом и для этого:
• выдели систему из среды;
• определи сущность системы;
• рассмотри все возможные входящие в систему и выходящие из системы потоки;
• установи связь этих потоков с сущностью системы и законами ее движения;
• определи траекторию движения, обеспечивающую сохранение развития сущности системы.
5. Думай естественно и для этого:
• научись выражать свои мысли на языке природы и ее фундаментальных законов.
6. Думай с позиций общества в целом независимо от форм его политического устройства и форм собственности, а с позиций его устойчивого развития не только в текущее время, но и в будущем.
7. Думай общечеловеческими ценностями, опирающимися на РАЗУМ — способность сохранять развитие системы в целом.
8. Думай изменениями, согласованными с устойчивым развитием в системе природа—общество—человек.
Система природа—общество—человек рассматривается как ЦЕЛОСТНАЯ, динамическая, волновая, открытая, устойчиво неравновесная система, с выделением не только внутренних связей, но и внешних — с космической средой. В качестве инварианта глобальной системы, природа—общество—человек, использован закон сохранения.
Этот закон «пронизывает насквозь» всю систему и обладает свойством изоморфизма на всех ее микро-, макроуровнях.
Каждая предметная область образует свою частную систему координат (как бы свое поле): физическую, химическую, биологическую, экологическую, экономическую, правовую, политическую и педагогическую.
Вся совокупность проекций (различных форм записи) одного и того же инварианта во всех частных системах координат образует понятие ГРУППЫ, а правила перехода от записи в одной системе координат к записи в другой системе координат — ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ с инвариантом мощность или ТЕНЗОР. Он проявляется:
• в философии — через категории ВРЕМЯ—ПРОСТРАНСТВО, ПОКОЙ—ДВИЖЕНИЕ, различные формы логических суждений;
• в математике — через понятия ГРУППА, ИНВАРИАНТ, группа преобразований с инвариантом;
• в физике — через законы сохранения и изменения;
• в химии — через фотохимические преобразования;
• в биологии — через обмен веществ и процесс эволюции живых систем;
• в экологии — через взаимодействие общества с природной средой и понятия: ПРОДУКТИВНОСТЬ или ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСОВ, их запасы и потери;
• в экономике — через все ключевые понятия политэкономии, включая: СТОИМОСТЬ, ТРУД, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ПРИБЫЛЬ и многие другие;
• в финансах — через понятия ДЕНЬГИ, АКТИВЫ и их обеспечение, ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ, РИСКИ НЕВОЗВРАТА;
• в праве — через понятия ЗАКОНЫ ПРАВА и ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, через понятие ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
• в политике — через понятия ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ, ИНТЕРЕСЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЦЕЛИ; через анализ критических ситуаций и войн в истории; через определение связей с политическим курсом стран и многие другие;
• в проектологии — через логику проектирования изменений в системе природа—общество—человек.[8]
Какой же ТЕНЗОР будет присутствовать в педагогике как науке?
1. Что в этическом становлении «известном» и «объясняемом» является одинаковым - СОХРАНЯЕТСЯ?
2. Что в этическом становлении «известном» и «объясняемом» является различным - ИЗМЕНЯЕТСЯ?
На смену тезису «все изменяется» приходит тезис – «все неизменно». Синтезис состоит в объединении этих утверждений: «ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ И ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ». Чтобы этот синтезис не очень резал слух педагога, покажем, что он содержит математическое определение ДВИЖЕНИЯ: «Изменяются координаты, а перемещающийся объект остается тем же самым» [8]
Что же сохраняется и изменяется во времени и пространстве этического становления личности? Любой педагог скажет: «Иванов Иван Иванович, учится и воспитывается 11 лет в школе. Переходя из класса в класс, Иванов И.И. приобретает знания, умения, навыки. Осмысливает, применяет их в жизни, формирует своей характер, мировоззрение, миропонимание. Иванов И.И., все время изменяется, становясь личностью, в процессе реализации этических, академических знаний. Именно реализация синтеза этих знаний и отстаивание своих жизненных принципов основанных на общечеловеческих идеалах и ценностях приводят к изменению личности. Изменилось все - физическое тело, характер, психологическая структура его личности. Он вырос, повзрослел, но по документам Иванов И.И все тот же, а не другой».
Да мы согласны с педагогом, что Иванов И.И. изменился, а что же осталось неизменным? Не уже ли только Ф.И.О? На наш взгляд, в становлении личности изменяется: интеллектуальное, эмоциональное, физическое, но не духовное. Оно было и есть, следовательно, может только проявиться в благоприятных ситуациях. В процессе своего проявления оно сохраняется и остается неизменным до следующей фазы проявления.
Вернемся к вопросу: Какой же ТЕНЗОР будет присутствовать в педагогике как науке? Мы с уверенностью можем сказать, что это - ДУХОВНОСТЬ. Именно ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В РЕБЕНКЕ - есть задача педагогики. Но духовность в нашем понимании это не общепринятая религиозность, а развитие в человеке 3 логик: 1) логики исследования, 2) логики конструирования, 3) логики организации на основе пространственно-временной перспективы развития его личности.
По мнению Кузнецова О. Л. и Кузнецова П. Г. существуют две пространственно-временные перспективы, определяющие выбор всех развитий:
1) Земля — замкнутая система и жизнь возможна только на ее территории. Если сделан такой выбор, то, как следствие, — предел развития и, следовательно, неизбежны идеи геноцида населения (например, известная идея — один «золотой» миллиард людей будет «достоин» для проживания на Земле);
2) Земля — открытая система и все живое на Земле есть космическое явление. Если сделан такой выбор, то, как следствие, — сохранение развития не только на Земле, но и в Космосе.[8]
Вообще говоря, этим видам логики соответствуют два направления развития (системы: природа—общество—человек) от Природы к Идее и, наоборот, от Идеи к Природе. Их синтез приводит человека к мысли, что в этическом становлении личности, процесс «исследования» и процесс «конструирования» есть лишь разные названия единого, целостного процесса проектирования или организации становления нравственной личности.
Цель проектирования в становлении этического личности — это внести определенные изменения в окружающий ее духовный мир при использовании трех логик в реализации законов природы.
Конечно, для каждого конкретного человека механизм материализации закона природы имеет свои специфические формы. Мы считаем, что технологии становление этической личности, должны основываться на конкретных законах природы. Если этого не будет , то с одинаковым успехом в этической ситуации можно доказать справедливость прямо противоположных точек зрения. И прав будет тот, у кого больше прав».
Например, если лицо, которое принимало те или иные решения, HЕ ЗHАЛО самого закона природы, то его поведение было выражением «субъективизма» лишь потому, что оно «не ведало, что творит».
Субъективизм рано или поздно входит в противоречие с объективным законом и порождает проблемы, кризисы, конфликты между людьми. Поэтому, уйти от субъективизма можно лишь одним путем - это понять механизм законов природы и реализовывать их в своей жизни.
Для этого, на наш взгляд, необходимо в этическое образование ввести ПРИНЦИП – ЗАКОННОСТИ. Рассмотрим его суть: термин «ПРИНЦИП – ЗАКОННОСТИ» несет идею, что использование законов в процессе становления этической личности должно быть принципом самого развития.
В литературе под принципом понимают (лат. principium — основа, первоначало) первоначало, руководящую идею, основное правило поведения. Принцип, обусловливает необходимость, закон становления явлений. В критической философии понятие принципа означает первое положение, исходную точку и основания (принципы обоснования и объяснения). В этике принцип рассматривается как внутреннее убеждение, максима (принцип действия, мышления) задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
Учитывая, вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование «ПРИНЦИПА - ЗАКОННОСТИ» в этическом становлении личности, способствует осознанию человеком вселенной как системы законов. Не системы функционирующей по законам, а системы законов, которые реализуются в условиях создаваемых самим человеком.
Уместно вспомнить, евклидовую геометрию, которая, по мнению Гельмгольца, не что иное, как законы движения твердых тел. Так и вселенная не что иное, как законы существования человека: его поступков, мыслей и чувств. В реализации законов природы, необходимо говорить и о СЕРЕДИНЕ ЗАКОНА (сопряженности законов и о доминирующем законе, который реализуется в точке сопряжения законов природы или как говорят в точке бифуркации).
Раскроем суть понятия - закон. Закон – философская категория, отображающая существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся (регулярную) связь (вообще говоря, - отношение) между объектами, строением объектов, между явлениями разного рода, их формами, свойствами, процессами, состояниями и функциями. В законе выражена инвариантность (постоянство) их существенных характеристик, а также их определенный изоморфизм во времени и пространстве. Закон выражает только что обрисованные связи (отношения) как между целостностями (объектами) разного рода, так и между их внутренними уровнями строения, элементами, свойствами, между действительным, возможным и невозможным, необходимым и случайным и др.
Выполнение (абсолютное и относительное) любого закона как процесса и как инварианта всегда ограничено природой объектов отношений, причинами и условиями (средой), в которых находятся объекты, о которых идет речь, свойствами и состоянием описываемых объектов, а также условиями существования несуществования их свойств, уровней строения, состояний и отношений. В природе беспричинных законов не бывает[7,8].
На языке обыденного сознания закон – это постоянный, правильный, упорядоченный, неизменный, нерушимый, безусловный и регулярный, может быть, даже и всеобщий, а не частный ход вещей, событий, некое правило. Т.е., закон-это тот метод, та манера, те правила, которыми наше сознание воспринимает ряд явлений; весь он содержится в сознании. В действительности, наше сознание резонирует с законами пространства и времени, иначе оно не детерминировало ни одного закона из пространства во времени.
Мозг человека, являясь системой управления организма, использует детерминированные законы сознанием для развития и новообразований личности субъекта. На основе этого законом называем последовательное или одновременное повторение известных явлений, сопровождаемое убеждением в регулярности их повторения, позволяющим нашему сознанию обнять общий метод всей серии явлений, а мозгу направить организм в том направлении, которое свойственно его природе или естественному развитию.
Основываясь на идеи детерминизма, мы считаем, что «ПРИНЦИП - ЗАКОННОСТИ» в становлении этической личности сделает акцент на «сквозных законах». В свое время, подчеркивая историчность обнаружения единства законов разных предметных областей в рамках физики, И.В. Кузнецов, Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г [7,8]сделали акцент также на обнаружении именно их единства. Он писал: «Имеется ряд «сквозных законов», общих не только с «соседними», непосредственно сменяющими друг друга теориями, но и всеми вообще физическими теориями. Такими являются, например, закон сохранения. Закон сохранения можно отнести и к сохранению информации, которую получает субъект и использует в своей жизнедеятельности.
Под информацией в науке понимается не любые сообщения, передаваемые в субъект – субъектных или объект - субъектных отношениях в процессе обучения, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Чем больше уменьшается эта неопределенность в сознании субъекта, тем больше снижается минимум информации, который необходимо получить, чтобы ликвидировать неопределенность прогнозируемой деятельности по решению проблемных ситуаций на уроке.
Следовательно, закон сохранения информации для этического образования личности можно выразить так, информация трансформируется в убеждения личности, только в том случаи, если процесс ее преобразования снижает уровень неопределенности понимания формируемых личностных качеств в жизнедеятельности субъекта.
В теории связи, информация выступает в виде различных сообщений: например, букв или цифр, как в телеграфии, или непрерывной функция времени, как при телефонии или радиовещании, но в любом из указанных примеров в конечном итоге задача состоит в передаче смыслового содержания человеческой речи. На это удивительное свойство этого вида информации – представлять одно и то же смысловое содержание в самом различном физическом виде – обратил особое внимание исследователей У. Эшби. Это свойство вторичной информации называется кодированием. Для того чтобы общаться с другими людьми, человеку приходится постоянно заниматься кодированием, перекодированием и декодированием.
Обратим внимание на мышление в процессе становления этической личности. Человек , используя знаки в определенной последовательности и озвучивая их, кодирует информацию в образы. Эту кодированную информацию человек должен сохранить и реализовать согласно закону природы. Зададим вопрос: Кодирование передаваемой информацию (в звуковых колебаниях и образах) в виде определенной последовательности влияет на ее сохранение и реализацию?
Отвечая на данный вопрос, обратимся к К. Шеннону. К. Шеннон, заметил, что при передаче словесных сообщений частота использования различных букв алфавита не одинакова: некоторые буквы используются очень часто, другие - редко. Существует и определенная корреляция в буквенных последовательностях, когда за появлением одной из букв с большой вероятностью следует конкретная другая.
Значит человек, может кодировать информацию, таким образом, что она будет снижать неопределенность в процессе проектирования им реализуемых поступков. Поэтому, мы можем предположить, что мыслить ясно и доступно это значит кодировать информацию по определенным правилам соответствующим закону сохранения информации.
Представим механизм закона сохранения информации для этического становления личности. На основе имеющихся знаний ученик усваивает информацию, преобразует ее и использует, происходит преемственность информации. Преемственность под, которой понимают меру причинной зависимости (неслучайности) последующих состояний субъекта развития от предыдущих, связывает те и другие в единый целостный процесс развития и придает ему свойство определенной упорядоченности, направленности и устойчивости (по терминологии К.Х. Уоддингтона).[2,3,8,13,14]
Сохранение информации в сознании субъекта возможно, когда в его сознании существует мера причинной независимости неопределенности последующих состояний субъекта развития по отношению к предыдущим. Эта мера (или новизна) обуславливает: 1) саму возможность последовательной смены предыдущих состояний последующими; 2) отсутствие строго детерминизма.
Следовательно, закон сохранения информации в сознании предполагает, необходимость понимания механизмов преемственности и новизны. Это логически альтернативные, но при этом строго дополнительные понятия. Каждая из них неявно (имплицитно) предполагает противоположное.
Преемственность предполагает обновление информации в сознании ученика. В противном случае субъект развития останется неизменным. В процессе обучения, чем сильнее преемственность, тем слабее происходят новообразования ученика, а значит хуже идет процесс обучения.
Новизна предполагает преемственность. Чем больше новизна, тем менее однозначна и жестка связь каждого предыдущего состояния с последующим, тем более прерывистым (дискретным, нелинейным) может быть процесс обучения. Но одновременно рост новизны понижает преемственность и увеличивает риск ее прерывания, следовательно, риск прерывания динамики процесса становления и становление этической личности будет не равномерным, прерывистым, а в последствии - не эффективным.
Не эффективность процесса этического становления, с позиции закона сохранения информации, говорит о том, что инерционность и наличие собственного внутреннего кодирования являются причинами не эффективности этического становления ученика.
Выводы:
1. Эффективность технологии этического становления личности предполагает использование, механизма закона сохранения информации, который состоит из: новизны, преемственности и инертности. Суть данного закона: все изменяется и остается неизменным.
2. Дано определение закону сохранения информации для этического образования: информация трансформируется в убеждения личности, только в том случаи, если процесс ее преобразования снижает уровень неопределенности понимания личностью формируемых ею нравственных качеств.
3. Использование «ПРИНЦИПА - ЗАКОННОСТИ» способствует осознанию человеком вселенной как системы законов. Не системы функционирующей по законам, а системы законов, которые реализуются в условиях создаваемых самим человеком. Уместно вспомнить, евклидовую геометрию, которая, по мнению Гельмгольца, не что иное, как законы движения твердых тел. Так и вселенная не что иное, как законы существования человека: его поступков, мыслей и чувств.
4. Продуктивность этического становления личности должна основывается на восьми положениях:
• Думай глобально, а действуй локально.
• Думай системно.
• Думай на перспективу.
• Думай в целом.
• Думай естественно.
• Думай с позиций общества.
• Думай общечеловеческими ценностями.
• Думай изменениями.
Литература:
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. труды. М.: Наука, 1978.400с.
2. Вигнер Э.П. Инвариантность и законы сохранения. Этюды о симметрии. М.: Едиториал УРСС, 2002.320 с.
3. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Диалектика необходимого – случайного в свете концепции динамического хаоса // Философия науки. – 2001. – № 1 (9). – С. 33–46.
4. Иваницкий А.М. Сознание и мозг в мире науки" ноябрь 2005 № 11
5. Иордан П. Причинность и статистика в современной физике // УФН. – 1927. – Т. 7, вып. 5. – С. 318. См.:
6. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев; М.: София, 2003.336 с.
7. Кузнецов И.В. Взаимосвязь физических теорий // Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии физики. – М., 1975. – С. 197.
8. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е.Система Природа-Общество-Человек: устойчивое развитие.
9. Новосельцев В.Н. Организм в мире техники. Кибернетический аспект. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. 240 с.
10. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика. М., Ижевск: Институт компьютерных технологий, 2003. 368 с.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М.: Прогресс, 1999. – С. 80, 81.
12. Разумовский О.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике. - М., 1975
13. Раутиан А.С. Эволюция биосферы и биоразнообразия. М.: КМК, 2006. С. 20-38.
14. Эшби У.Р. Конструкция мозга. М.: Иност. лит-ра, 1962. 398 с.
Левичев Олег Федорович к.п.н.