Некоторые дети могут процветать в любой среде, в то время как другие только при самых благоприятных условиях. Почему так происходит?
Есть огромная неравномерность, проявляющаяся в различиях в здоровье и развитии отдельных детей с первых минут жизни. Частенько в семьях бывают все практически здоровы, за исключением… В рамках любой популяции детей, около 20 процентов людей - будет страдать большинством всех болезней.
Наукой давно доказано, что одной из причин возникновения таких различий является ранний опыт детей, переживших психологические травмы и невзгоды. Такой опыт может препятствовать нормальному формированию мозга, создает преграды для результативного обучения и ухудшает психическое и физическое здоровье в детстве и на протяжении оставшейся жизни. Поэтому, дети, растущие в бедности, дети, с которыми плохо обращаются их родители или другие лица, и дети, подвергшиеся насилию в семье, имеют риски нарушения их развития, успеваемости, психического или физического здоровья.
Но, не все дети в равной мере восприимчивы к этому. В то время как одни дети сильно страдают от травм, другие способны эффективно противостоять негативным моментам, выдерживая без последствий для развития или здоровья. Мы склонны рассматривать эти различия в восприимчивости как обусловленные характерной им уязвимостью или сопротивляемостью, думая, что некоторое небольшое число устойчивых детей обладают особой способностью к процветанию, даже перед лицом серьезных испытаний. Но, исследования при этом показывают, что такие отличия можно объяснить не прирожденными признаками, а разницами в биологической чувствительности детей к социальным условиям, в которых они живут и растут.
Большая часть детей проявляет своеобразное биологическое равнодушие к невзгодам и они минимально реагируют на такие события. Это можно сравнить с сорняками, которые процветают практически в любой среде, таких детей обычно не беспокоят стрессы и травмы, с которыми они сталкиваются. Меньшая часть детей, а это примерно каждый пятый - показывают высокую восприимчивость как к отрицательному, так и к положительному социальному контексту. При этом, цепи реагирования на стресс крайне чувствительны именно к негативным явлениям. Как и орхидеям, для процветания которых надобны особые, подходящие условия, эти дети показывают высокую способность достигать успеха в воспитательных, поддерживающих условиях, и при этом страдают несоизмеримо значительным числом болезней и проблем. И возникают они, проблемы, как правило, в стрессовых, плохих социальных условиях.
Признание самого факта наличия таких различий в восприимчивости является существенным ключом к осмыслению отдельных детей, к результативному воспитанию детей с разной восприимчивостью и темпераментом, а также к организации здоровых, адаптивных способностей у всех без исключения молодых людей.
Интересно, дети орхидеи – это врожденное или приобретенное?
Само по себе рождение - это экстремальный и беспрецедентный опыт, и думается этот опыт показывает нам о том, кто мы такие.
В результате исследований, первые пятиминутные оценки, которые даются нам при рождении, были прогнозными в отношении биологической уязвимости детей. Так, учителя детей, набравших 7 баллов по шкале, выявили больше областей уязвимости развития, чем дети, набравшие 9 или 10 баллов. Преподаватели, при этом, не имели предварительно знаний о баллах своих учеников.
Вывод, новорожденные, приходящие в этот мир с большей нестабильностью во время родов и меньшей способностью к физиологическому восстановлению, являются более уязвимыми с точки зрения развития. Конечно, многое дает и генетическая разница между малютками, но гены сами по себе не делают ребенка орхидеей. Генетика детей формирует их склонности, но не всегда.
Раньше мы думали, что любая черта или признак, присутствовавший при рождении, был "врожденным" и поэтому определялся генами или, говоря старыми терминами, судьбой в звездах.
Но в результате исследований было выяснено, что организм ребенка, встречающего серьезный стресс в раннем возрасте, таким как безжалостное обращение, может автоматически регулировать функционирование разных типов клеток, чтобы в предельной степени приспособиться к ситуации. Клетки надпочечников могут быть позваны производить больше кортизола; нервные клетки могут активировать систему борьбы; лейкоциты могут реагировать на любые физические повреждения; и клетки мозга могут увлажнять эмоциональную реакцию ребенка. И это только четыре изменения из сотен, происходящих сразу.
И теперь мы знаем, что большинство различий в характере, природе и здоровье человека в конечном итоге будет объясняться интерактивным сочетанием различий в последовательностях ДНК нескольких генов. Гены и опыт интерактивно влияют на судьбу человека, а эпигеном является физической связью между геном и окружающей средой. Каждый человек предрасположен к игре с определенным количеством очков, например, орхидеи или одуванчика, но есть достаточно места для уникальных вариаций и импровизации.