Коровы меланхолично шли по узкоколейке. Та, уходила куда-то в бесконечность гор, как и положено, самой крупнейшей горной узкоколейной железной дороге на территории России, да и всего бывшего СССР.
Шпалорез… Более романтичного названия для поселка не придумать.
Сложно сказать, сколько мы сюда добирались на внедорожнике. Добрались. Повезло с погодой и клиренсом Паджерика.
Зачем? Первая фотография, как раз для интриги. И никакой самодеятельности. Нормальная рабочая дрезина, чтобы продукты привозить.
Ведь, добраться сюда, чаще всего можно только по узкоколейке, из Черниговской.
Узкие рельсы, высокие горы, обветшавшие мосты над пропастями над рекой, средняя скорость 15км\ч около 40км. Краснодарский край, Апшеронский район.
Дорога заработала еще 1927 году. Этот район стал южным центром лесозаготовок.
Название Шпалорез тоже, не случайно, на находящемся здесь предприятии, как логично предположить, и делали шпалы для горных узкоколеек.
Вторая дорога шла из Самурской до Гузерипля и дальше в горы. Сейчас от нее только остался туристический участок Гуамка- Мезмай.
Сейчас шпалы не делают и предприятие выглядит, как типичная заброшка.
А поселок переименован в Отдаленный\ Шпалорез.
О такой близкой, но далекой из-за гор цивилизации, говорит сам за себя магазин- центр жизни, тусовки и информации.
Оцените ассортимент
Еще здесь есть школа. Очень ухоженная и рядом с красивым прудом.
На Матрице, именно так называется состав, который ходит по узкоколейке с пассажирским вагончиком, приезжают ребята из соседних маленьких поселков.
Гостей в Отдаленном не много и сразу становишься в центре внимания.
Подростки рассказали мне, что раньше почти все уехали и остались лишь несколько семей, да приезжающие лесозаготовители, которые неделями не появляются из леса.
Но, в последние годы, стало все больше приезжать. Чаще всего, это горожане из больших городов Центральной России, вдруг решившие изменить жизнь и обзавестись собственным хозяйств вдали от цивилизации. Собственно, это тенденция для многих удаленных горных поселков.
Отсутствие больших предприятий, окружение лесов Кавказского Заповедника, плодородные почвы и красивые реки манят поселенцев.
Вот и маленький церковных приход заработал. У его ворот стоял такой милаха.
По дороге по-прежнему есть грузовое и пассажирское сообщение. Даже, приходит туристический рейс. Разные компании, специализирующиеся на туризме в российские глубинки, арендуют локомотив с вагоном, который приходит в то время, когда нет рейса по расписанию.
А эта странная штука- Снегоочиститель СО- 750. Предназначен как раз для узкоколеек.
Я набрала в поисковике «узкоколейки России» и выпал внушительный список.
Так, что, если вас манит романтика рельс, то к примеру, в Архангельской области на промежутке Авнюгский — Сойга (пос. Поперечка) с 2013 года ходит частный пассажирский поезд.
А в Кировской области, Новый (Кирово-Чепецк) — построенная в 1942 г дорога, до сих пор, Единственная в России УЖД, используемая в качестве городского общественного транспорта; в лучшие годы длина составляла 91 км.
Напоминаю, чтобы добраться до Шпалореза, вам надо держать путь на Апшеронск. потом на Черниговскую.
А наш путь лежит на следующую узкоколейку Краснодарского края в Гуамское ущелье.
Чтобы не пропустить новые публикации, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Дзен ЗДЕСЬ