Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как меня подвела новая "шарманка" машиниста, полученная от РЖД в качестве поощрения за работу

Приветствую всех дорогие читателей моего канала! Сегодня я вам расскажу курьёзный и в то же время очень неприятный случай, который намедни произошёл со мной в одной из рабочих поездок - подвела новая "шарманка" машиниста. Но в начале своего рассказа поясню вам о том, что такое "шарманка" машиниста. Наверняка далеко не все из вас точно знают, что это такое и почему именно так она и называется до сих пор.

И доставали из этих «шарманок» всё что Бог послал…

Паровозника во все времена и эпохи (ещё с былых с царских времён) определяли даже не по фуражке и кителю с непременным белым, серым или жёлтым кантом или галуном (у помощников и кочегаров таких фуражек не было — только у машинистов, это был их отличительный знак, который означал долгую службу на дороге), не по шинели и служебной шапке, и даже не по погонам и фуражечной кокарде со значком «паровозика» (их издали не видно) — а именно по "шарманке".

Вадим Гуков - действующий машинист паровоза из ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский со своим сундучком-шарманкой
Вадим Гуков - действующий машинист паровоза из ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский со своим сундучком-шарманкой

Идёт по улице машинист или помощник с жестяным крашеным сундучком — все видят: паровозник, и иные даже шапки и картузы навстречу приподнимали в знак уважения и приветствия. Если человек заказывал у жестянщика сундучок — всё, жизнь его, считай, состоялась: паровозником стал. В рейс кладёт он в сундучок что поесть, мелкий инструмент, в особый карманчик — документы и инструкции. Если едет к женщине (что бывало очень часто) — подарок кладет в "шарманку", платок какой-нибудь или конфеты. Вообще — что ему нужно взять с собой, то в "шарманке".

Зачем эти сундучки делали из жести?

Чтобы на паровозе при этакой-то размашистой работе не повредить дорожный скарб, не поджечь, не помять и не запачкать угольной пылью, которая в будке машиниста иногда буквально стоит столбом. Какой-нибудь корзиной или сумкой тут точно было не обойтись.

У Вадима Гукова имеется аж целых два таких сундучка-шарманки. Фото с личной странице Вадима ВК
У Вадима Гукова имеется аж целых два таких сундучка-шарманки. Фото с личной странице Вадима ВК

За этим паровозным сундучком ходят легенды, может, не меньше, чем за самими паровозами. Во все времена у локомотивной бригады в будке паровоза или в кабине современного локомотива царит коммунизм, т.е. всё общее и делить между собой бригаде нечего, дело то ведь одно общее выполняют. Поэтому и в минуты обеденного перерыва на стоянках, да и на ходу с поездом, принято делиться всем, что положили с собой покушать в дорогу в "шарманку" заботливые женские руки любимых жён, матерей, сестёр.

Повседневные трудовые будни паровозной локомотивной бригады. Фото: Вадим Гуков
Повседневные трудовые будни паровозной локомотивной бригады. Фото: Вадим Гуков

По приезду в оборотном депо доставали из шарманок всё что Бог послал: давали кочегару мясо, пшено, картошку, соль, перец, лук, рис, морковь, чеснок и он первым из бригады шёл в «дом отдыха» варить суп (никаких столовых до конца 1950-х годов почти нигде не было), пока машинист и помощник сдавали паровоз дежурному по депо. Стояла в «отдыхаловках» в отдельной комнате непременно обширная печь с варочной плитой, и на ней можно было сварить суп, картошку пожарить, чайник вскипятить. Понятно, какой у мужиков или пацанов-кочегаров получался «рататуй» (впрочем, иные варили очень вкусно!), но когда приходили с паровоза голодные чумазые труженики, уговаривать их поесть никогда не приходилось.

Обед на паровозе серии Э: яичница на лопате и печёный картофель с салом. Фото: Вадим Гуков
Обед на паровозе серии Э: яичница на лопате и печёный картофель с салом. Фото: Вадим Гуков

На паровозах еду брали в путь в стеклянной банке с плотной крышкой, ставили её на котел за инжектор или к колонке и грели (тепловозники так до сих пор и поступают, разогревая еду в банках на выхлопном коллекторе дизеля). В спокойный момент поездки снимали банку с котла и ели горячее. С большим удовольствием паровозники готовили что-нибудь на лопате в шуровке котла.

Помимо стеклянных банок, паровозники таскали с собой провизию в алюминиевых бидончиках. Фото: Вадим Гуков
Помимо стеклянных банок, паровозники таскали с собой провизию в алюминиевых бидончиках. Фото: Вадим Гуков

Паровозы ушли, а "шарманки" остались

Паровозы постепенно ушли затем в прошлое, уступив место новым локомотивам, вместе с паровозными машинистами и их жестяными сундучками - "шарманками". Отпала необходимость таскать с собой громоздкие сундучки, защищавшие их содержимое от угольной пыли и искр. Однако, слово это "шарманка", так никуда и не ушло из обихода локомотивщиков, а сохранилось вплоть до наших дней, став именем нарицательным. Позднее "шарманкой" стали называть любые сумки, которые брали с собой в поездки машинисты и их помощники, хотя их внешний вид уже никак не напоминал шарманку.

Приятно раньше было посмотреть на таких людей. Идут себе по улице гордо с "шарманками" в руках, все видят — бригада. Приехали или, наоборот, куда-то уезжают в поездку.

"Пермские моторвагонники. Рабочая смена окончена". 1983г. Фото с интересной жд странички в Instagram train_history_store
"Пермские моторвагонники. Рабочая смена окончена". 1983г. Фото с интересной жд странички в Instagram train_history_store

В былые советские времена шарманкой чаще всего служили вот такие элегантные кожаные портфели. В перестроечный и постсоветский период "шарманкой" машиниста чаще всего была спортивная сумка, которую носили через плечо на ремне.

А мне например, как и многим другим локомотивщикам, удобнее оказалось брать в поездку рюкзак, не так тяжело носить за плечами да и забираться по поручням на локомотив с ним проще чем с сумкой.

-7

Но рюкзак со временем поизносился, а в загашнике у меня давно лежал подарок от РЖД - сумка машиниста, полученная мной ещё несколько лет назад можно сказать как поощрение, когда становился на должность машиниста тепловоза.

-8

Дефицит. Всего в тот раз на всю колонну было получено таких только три штуки. Одна из них, как молодому тогда ещё машинисту, перепала и мне. Так сказать в добрый путь, для славных начинаний дел, водить поезда по заповедной линии Бологое-Великие Луки. Вот я и решил сменить "шарманку", взять обновить, хватит уж ей без дела лежать в кладовке пылиться, подумал я. Пришла пора испытать новую "шарманку" в деле.

Всё вроде бы хорошо. Не большая, не маленькая, размер что надо. Неплохой материал и хорошо сшита. Несколько отделений, имеется наружный карман для мелочёвки. А внутри в дополнение к сумке заботливо были положены: фонарик, термос фирмы "Биосталь", ручка, карандаш, блокнот и планшет для записей. Неплохо!

А вот фурнитура на сумке оказалась полное говно китайское. В первой же поездке новая сумка здорово меня и подвела.

-9

Только я полез на тепловоз как на тебе... да и оборвалась плечевая лямка, не выдержала застежка на карабине. В результате сумка грохнулась с полутораметровой высоты вниз. Разбилась банка со щами, вдребезги оказалось и второе блюдо, помялась крышка на термосе. Промокли практически все документы, выписки из приказов о скоростях и с местами пробы автотормозов, электрические схемы, формуляры. Всё содержимое внутри оказалось в стекляшках с капустой и рисом... У моего коллеги из-за точно такой же ситуации с этой сумкой повредился термос и пострадал планшет. Перегруза не было, брал всё как обычно только самое необходимое, да и коллеги, шутки ради, тормозные колодки в сумку мне не подкладывали.

От злости хотел даже выбросить сумку от РЖД в мусорный контейнер. Но всё таки решил оставить. Нужно просто самому теперь доработать крепление лямки и подобрать более надёжные карабины. А на этом у меня всё друзья!

Статья подготовлена с использованием отрывка из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram