Найти тему
Одновременно

Фотографии Валентина Серова во время работы над портретами

Портреты кисти Валентина Серова видели, наверное, все жители нашей страны. В школьных учебниках, на стенах кафе и на почтовых марках и открытках вы можете увидеть репродукции его работ. Может кто-то и не знает, что «Девочку с персиками» написал Серов, но картину видели точно.

В сети можно найти репродукции всех работ Валентина Серова, а еще существуют несколько фотографий художника за работой. Мне кажется любопытным посмотреть как выглядело рабочее место художника, как на фотографии выглядели его модели, потом можно сравнить фотоснимок с живописным портретом.

Валентин Серов за работой на портретом Исаака Левитана

Валентин Серов пишет портрет Левитана, 1892-1893 год
Валентин Серов пишет портрет Левитана, 1892-1893 год

Работа над портретом проходила в мастерской Левитана, Серов начал портрет в 1892-м, а закончил в 1893-м году

Валентин Серов за работой над портретом Феликса Юсупова

Валентин Серов пишет портрет князя Феликса Юсупова, 1903  год.
Валентин Серов пишет портрет князя Феликса Юсупова, 1903 год.

Юный Феликс Юсупов позирует Серову, держа на руках собаку по кличке Клоун, Архангельское 1903 год. У художника и семейства Юсуповых сложились почти дружеские отношения. Феликс Юсупов написал об их знакомстве в своих мемуарах, правда ошибся годом. Он пишет, что их знакомство состоялось в 1904-м году. но дело происходило в 1903-м

« Наконец у Архангельского нашелся обожатель в моем вкусе – художник Серов, в 1904 году приехавший в усадьбу писать с нас портреты.
Это был замечательный человек. Из всех великих людей искусства, встреченных мною в России и Европе, он – самое дорогое и яркое воспоминание. С первого взгляда мы подружились. В основе нашей дружбы лежала любовь к Архангельскому. В перерывах между сеансами я уводил его в парк, усаживал в лесу на свою любимую скамейку, и мы всласть говорили. Идеи его заметно влияли на мой юный ум. А впрочем, считал он, что, если бы все богатые люди походили на моих родителей, революция была бы ни к чему .»

Валентин Серов за работой над портретом Феликса Сумарокова-Эльстона

Валентин Серов пишет портрет Сумарокова-Эльстона, Архангельское, 1903 год.
Валентин Серов пишет портрет Сумарокова-Эльстона, Архангельское, 1903 год.

Феликс Сумароков-Эльстон — отец Николая и Феликса Юсуповы. В связи с отсутствием сыновей у его тестя, последнего из Юсуповых, в 1885 году особым императорским указом граф Сумароков-Эльстон получил дозволение унаследовать его княжеский титул и фамилию. С тех пор именовался князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.

Валентин Серов писал жене в письме о работе над этим портретом.

« Вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю… »

Валентин Серов за работой над портретом Ольги Федоровны Томара

Валентин Серов пишет портрет Ольги Федоровны Томара, 1892 год
Валентин Серов пишет портрет Ольги Федоровны Томара, 1892 год

Ольга Федоровна Томара (Мамонтова) дочь старшего брата Саввы Мамонтова, Федора Ивановича Мамонтова. Валентин Серов близко дружил с семейством Мамонтовых и написал портреты, кажется, всех членов этой семьи. Работа, скорее всего, происходила в подмосковной усадьбе Абрамцево.

Валентин Серов за работой на портретом Екатерины Николаевны Чоколовой (Веневитиной)

Валентин Серов пишет портрет Екатерины Николаевны Чоколовой , Ярославль, 1887 год.
Валентин Серов пишет портрет Екатерины Николаевны Чоколовой , Ярославль, 1887 год.

Семён Петрович Чоколов был инженером-железнодорожником и одним из руководителей строительства Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, дружил с Саввой Ивановичем Мамонтовым, часто бывал в усадьбе Абрамцево. По совету Мамонтова семья Чоколовых заказала свои портреты молодому и тогда мало кому известному художнику Валентину Серову.работа велась в доме Чоколовых в Ярославле на протяжении двух с половиной месяцев.

Серов писал в письме о своем пребывании в Ярославле.

«нахожусь я у Чоколовых, пишу портрет с madame и даю ей нечто вроде урока… есть у меня своя комната, люди они (хозяева) славные, радушные — чего же мне ещё».