Найти тему
ВОТ ТЕ РАЗ!

В ПОИСКАХ «ПЕРЕМОГ» И ГЕРОЕВ ДЛЯ «НЕЗАЛЕЖНОЙ». IV. «ЛЯХ, ВЫКУПЛЕННЫЙ ЗА КОНЯ». Гл.3-я.

Кровушки немало пролил «лях, выкупленный за коня», получив от старшины Войска Запорожского гетманскую булаву. И казаков запорожских, и подданных Царства Русского, грабя и сжигая всё на своём пути, как и подобало карателю и соучастнику Речи Посполитой в войне с Москвой.

«1658 года, августа в день приходили татары с черкасами из полков гетмана Ивана Выговского под Каменное войною; и под Каменским был бой; и на бою секли … двух человек, сына боярского да козака, лошадей и всякую животину отогнали. В нынешнем 1658 году сентября в 8-й день приходили под Каменное полковники, мурзы, татары и черкасы многие люди, и к Каменному приступ был; и на приступе черкасы и татары побиты многие люди; и с того числа осадили Каменное накрепко… И в нынешнем 1658 году сентября в 14-й день пришёл под Каменное с обозом гетман Иван Выговской с большим собраньем и стал за посадом; и церкви Божии, и посад, и гумна, и хлеб, и мельницы пожёг, всё до основанья разорил, не осталось ни единого двора. Шанцы кругом всего города покопал и туры поставил от стены сажени по 3 и меньше, и пушки подвёл всего города, и из пушек бил три дня. И церковь Божию соборную избил, и город испроломал, и многих … людей из пушек побил; и после пушечной стрельбы сентября в 19-й день, в 1-м часу дня был к Каменному приступ жестокий: честик весь высек, и московских ворот половину просек, город и башни во многих местах подкопали…. Милостию Божию на приступе на бою полковники и мурзы, черкасы и татары побиты многие люди; и город отстояли… А как гетман Иван Выговской пошёл от Каменного, и сентября в 24-й день приходили под Каменный на изворот черкасы и татары многие люди, и с каменовцами бой был…А я сидя в Каменном с каменовцами в осаде 8 недель, помираю с каменовцами голодною смертью, и бредут с Каменного каменовцы все врозь и достольные; … а… хлебных запасов в житницах нет ни единого четверика. И о том что ты, великий государь, мне укажешь?»

(Отписка Каменовского воеводы Прохора Карпова о приходе татар и черкас из полков Ивана Выговского к городу Каменскому, об восьминедельной осаде города и отбитии Выговского.

Речь, скорее всего, идёт о городе Каменное, Путивльский пригород – село Пригородок Каменный Лебедянском районе Харьковской губернии, Российская Империя.

Прохор (Прокофий Данилович) Карпов из дворянского рода Карповых или Долматовых-Карповых, бывший воеводой города Каменное в 1658-59 годах).

Развязав гражданскую войну по обоим берегам Днепра гетман шляхетского рода вдобавок к этому своему бесчестью прибавил себе хлопот и в войне с Царством Русским, подписав не только позорные, предательские «Гадячские листы», но и присягнув крымскому хану, предоставив татарам даже право собирать ясырь на Полтавщине. Самым «славным подвигом в борьбе за свободу украинцев», пожалуй, является расправа с восставшей против гетмана Полтавой. А уж про дважды осаждавшийся им «украинский» Киев и говорить не приходится!

Татарско-черкаские отряды нападали на русские города и крепостцы по Белгородской Черте, не раз осаждали города, подобные упомянутому выше Каменному: Недрыгайлов, Кролевец, Новый Городок Северский, Царёв-Борисов, Куземин, Котельва, Груня и другие.

Русское правительство, необоснованно надеясь на благоразумие Выговского и дабы избежать напрасных жертв среди казаков, тщетно пыталось вернуть гетмана под царскую руку:

«1658 года сентября в 7 день… Посылать к Выговскому и к полковникам и ко всему войску кого пригоже и велеть говорить, чтоб они помнили великого государя крестное целованье и его государскую милость, и на чём ему, государю, веру дали, на том бы стояли; а посылать о том говорить многажды…».

Неоднократно получив по зубам от войск Ромодановского, Выговский решил передохнуть в войне с собственным народом и с Русским Царством: униженно попросил мира и подтвердил свою верность присяге русскому царю – крест, мол, покорно целовал и верно служил тебе, государь! (Нечто подобное изобразил уже в наше время Петро Порошенко, получив по мордасам в Иловайском и Дебальцевском «котлах!). Но вскоре, передохнув и подлечившись, гетман совместно с татарами и поляками снова пошёл разбойничать по русским землям, сжигая всё на своём пути и сгоняя русских людей в татарский полон.

Лишь после известий о том, что Выговский вновь собрался идти на Киев и Путивль, грабя и разоряя русские земли по Белгородской черте, – лишь после этого царское правительство окончательно пришло к осознанию предательства клятвопреступника и направило против гетмана армию Трубецкого. Но даже и тогда, уже имея приказ на выступление в поход, Трубецкой вынужден был (по указанию Москвы) почти полтора месяца вести с Выговским безуспешные переговоры с целью уговорить «ляха, выкупленного за коня» вернуться «под руку государеву»!

Кульминацией участия Выговского в русско-польской войне на стороне Речи Посполитой стала «победа украинской армии» над «100-тысячным» войском Трубецкого в битве под Конотопом в июне (ст.ст.) 1659 года. Сразу отметим, что разгромило часть войска князя Трубецкого, осаждавшего Конотоп, – отряд князя Семёна Пожарского, Семёна Львова и казаки Беспалого (всего около 6 тысяч человек) – татарское войско, когда эти отряды, увлечённые преследованием разбитых отрядов Адиль-Гирея, попали в засаду татар. Выговский же вместе поляками заявился на поле боя через несколько часов.

Всё участие Выговского в событиях под Конотопом состоялось в его безуспешных атаках на полк Ромодановского при своём троекратном численном превосходстве (лишь литовские наёмники сумели переломить ситуацию в пользу нападавших). Ромодановский в итоге отступил к основным силам Трубецкого, не потерпев поражения! Последовавшие затем атаки на армию Трубецкого закончились для Выговского и крымского хана полнейшим провалом – войска гетмана были выбиты со своих позиций.

Видя бессмысленность дальнейшей осады Конотопа, Трубецкой начал отход со своих позиций. Отступая, князь, уверенный в успехе отхода в Путивль, даже приказал выступившему ему на помощь путивльскому воеводе Григорию Долгорукову вернуться назад в город и вскоре пришёл в Путивль.

Во всё время отхода Выговский и крымский хан неоднократно пытались атаковать русскую армию, но успеха не имели, потеряв при том около 4000 убитыми.

Так о какой победе «украинского войска» Выговского так громко и назойливо трубят ныне на Украине? Какой «победе над 100-тысячной армией москалей» не устают воспевать осанну сегодняшние ряженые «запорожцы», вознося до небес имя «великого сына украинского народа» Выговского – «ляха, выкупленного за коня»? Того самого «борца за волю казачью», который рубил шаблюкою головы этим самым казакам?

Что же касаемо «100-тысячной армии» Трубецкого, то вот примерные цифры, более близкие к реальным в отличии от тех, что озвучивают «славные потомки» польского шляхтича из рода Выговских:

русские войска (армия Трубецкого, армия Ромодановского, армия Куракина) – чуть более 26000,

войска Выговского и крымских татар (войско Мехмед-Гирея, полки Выговского, наёмники) – 47-54 тысячи.

Стоит отметить интернациональность войск под началом Выговского и хана: крымские татары, ногайцы, турки (янычары), таманские черкесы, право- и левобережные казаки, поляки, литва, сербы, валахи (румыны?). С миру, как говорится, по нитке!