Мы живём в национальном государстве. И наши отцы и деды жили в национальном государстве. На все исторические ситуации мы смотрим через призму опыта жизни в национальном государстве. И нам кажется, что так было всегда и всегда будет….пока не кончится. В шести тысячелетней истории цивилизации национальные государства существуют от силы лет пятьсот. Это новый этап развития социальных, политических и экономических отношений между людьми. Новый, но не последний.
Перенесёмся в Европу конца 14 века. Расцвет феодализма. Сложные и запутанные отношения между знатью выливаются в постоянную войну всех против всех. По полям и лесам носятся отряды феодалов, выясняя чей сеньор имеет более древние права на вооон тот холм, лес или корону. Существуют такие структуры как королевства и даже одна империя. Однако короли имеют мало власти за пределами своего домена, а император избирается путём голосовании лордов. Простых людей мало интересует кто король, куда важнее, кто сидит в ближайшем замке. Причём его национальность не имеет значения, для подданных, гораздо важнее как он крестится. Феодалы переходят из одного враждующего лагеря в другой и обратно, основываясь на личных отношениях друг к другу. Простые люди идентифицируют себя с местом рождения: богемец, гасконец, москвит, бургундец, валиец и так далее.
Основным конфликтом того времени считается Столетняя война между Англией и Францией. Война ведётся не за территории и ресурсы, а за признание короля Англии, королём Франции. Хотя это не означает их объединения или включения одного в состав другого, а всего лишь признание лордами обоих королевств короля Англии своим номинальным сеньором. Так называемая личная уния. И она вовсе не подразумевала, что короля будут слушаться, что с той, что с другой стороны Ламанша.
Но во время последнего этапа Столетней войны у людей появляется новое самоопределение – я француз, не важно из Гаскони, Бургундии, или Аквитании, а значит англичане мои враги, не важно из Уэльса они Вестминстера или Кента. Резко уменьшается количество переходов феодалов из одного лагеря в другой. Фактически в начале XV века на арену истории выходит национальная идентичность. Формирование наций процесс долгий. В Московии в 1610 году, в разгар войны с Польшей, русские бояре приглашали на трон польского царевича Владислава, с обязательным условием его перехода из католичества в православие. Однако народ не принял это решение, так как уже во всю шло формирование русской нации, противостоящее нации польской. Замечу, что обычные люди чаще оказываются более прогрессивными, чем их правители. Формирование наций шло с низу, сперва как общность народа. Аристократия дольше оставалась больше привязанной к личному подданству монарху, чем к ассоциации с государством.
Примерно с середины XV века сперва во Франции, а затем в Англии и далее по всей Европе начинается процесс усиления королевской власти опиравшейся на города как центры производства и буржуазию как концентраторов капитала. Изобретение книгопечатанья и возросшее значение торговли, крупные проекты вроде колонизации новооткрытых земель за океаном усилили миграционные процессы в Европе, которые в свою очередь уничтожали местечковое феодальное самосознание и создавали национальную самоидентификацию. Закат феодализма был обусловлен не только экономическими причинами, но и социально-культурными. Последний бой новой эпохе, феодальная система дала на полях Тридцатилетней войны. Выжившие осмотрели пепелища, ужаснулись и решили создать систему, которая не допустит повторения такой войны. Итогом, обсуждений стала Вестфальская система международных отношений, определившая основные принципы существования суверенных национальных государств. Вестфальский мирный договор 1648 года можно считать датой рождения современной эпохи. Левиафан пробудился.
Рождённые в крови и пламени Тридцатилетней войны национальные государства оказались идеальными организациями для концентрации ресурсов в руках небольшой группы правителей, фабрикантов и олигархов. Введение монополии на банковские операции, монополии на насилие, института гражданства и паспортной системы, которые окончательно лишили свободы простого человека и превратили его в винтик государственной машины. Промышленная революция и всеобщая унификация, алгоритмизация всей жизни человека от рождения до смерти. Недаром конвейер, стал самым узнаваемым символом это эпохи. Чёткий образ врага – другая нация, наличие единой власти на большой территории – страна, и больших людских ресурсов, мощной промышленности и сконцентрированного капитала, позволило превратить феодальные стычки профессиональных дружин в тотальные войны. Войны за территории, за ресурсы, за торговые преимущества.
Высшей точкой развития национальных государств является вторая тридцатилетняя Великая война 1914-1945 гг – тотальная война на уничтожение. Порождённая основными принципами Вестфальской системы – невмешательством во внутренние дела, приоритетом национального суверенитета, сложной системой баланса сил на планете. Эта война являлась пиком возможностей унитарной государственной машины. Миллионные армии на полях сражений, мобилизация экономического технического и научного потенциала, для снабжения и вооружения этих армий. Миллионы погибших людей и триллионы рублей, долларов и фунтов сгоревших в пламени войны.
Победители по привычке осмотрели руины и ужаснулись. Потсдамская мирная конференция определила основные правила послевоенного мира, но самое главное – была создана наднациональная система – ООН, которая стала началом конца национальных государств. Да, ООН оказалась не очень эффективной структурой. Многое в ней уже устарело и требует модернизации, но одно дело она сделала – за последние 50 лет исчезли фронтальные войны между государствами. Не смотря на то, что на «высоком» политическом уровне ООН превратилась в достаточно бессмысленное сборище представителей национальных элит, на низовом уровне продолжается работа по улучшению нашего мира. Следом за ООН стали создаваться политические наднациональные структуры типа ВТО, МВФ, АСЕАН и других связывавших государства в единую сеть, где абсолютный суверенитет меняется на развитее, которое даёт углубление сотрудничества. Создание ЕС вывело Европу в авангард этого процесса, а создание зоны Шенгена, показало вредность паспортной системы. ЕС и другие наднациональные объединения, разрушая суверенные государства, сверху являются одним из факторов построения будущего, общемирового мироустройства.
Но не единственным. Ведь люди населяющие государства в очередной раз оказались более прогрессивны, чем их правительства и чиновники. Всё больше людей осознаёт себя не как представителей какой-либо национальности, но как граждан мира. Мы все жители планеты Земля. Если развитие транспорта ускорило и упростило передвижение и сделало жителя соседнего города или страны не неизвестным чужим, а соседом и другом, то телевиденье показало что и на другой части Земли живут такие же люди. Но окончательно добивает национальную местечковость интернет. С его появлением стало можно не только посмотреть, но и пообщаться с людьми из других стран напрямую, без участия модераторов в лице правительств и медиамагнатов. Оказалось, что там живут такие же люди, с теми же мечтами и желаниями, что ни национальность не религия не делает людей разными, но приносит свой, колорит. Простые люди стали больше перемещаться и общаться, больше знать. Выяснилось, что представительская демократия с огромным штатом бюрократов и политиканов не нужна. Люди могут прекрасно самоорганизовываться и без них. Что чиновники это не «илита», а обычный обслуживающий персонал на подобии официантов в кафе или слесарей-ремонтников. Что не нужны многие централизованные структуры типа госбанков, систем образования и медицины, их можно заменить блокчейном, краудфандингом и сетевыми структурами ядрами которых являются отдельные университеты или больницы, а связь обеспечивает вездесущий интернет. Эксперименты с безусловным базовым доходом, доказывают, что не нужны огромные госструктуры социальной помощи и поддержки. Самоорганизация обычных людей мира разрушает систему государств снизу.
Итак, ООН и другие межгосударственные объединения сверху, объединения людей снизу расшатывают основы национальных государств, но в этом процессе принимает участие и третья сила, так же не замечающая границ и других современных условностей - международный капитал. Капитал, в своё время, создавший систему национальных государств перерос их и теперь для своего дальнейшего развития должен уничтожить их, так же как когда-то уничтожил феодальный строй. Транснациональные корпорации, связывают весь мир в единую сеть разработок, производства и потребления, материальных благ и услуг. Им не важно, какой вы нации или веры, вопрос в том, что и по какой цене вы можете продать или купить. Им плевать какой у вас государственный строй, им важно какие экономические законы приняты и как они соблюдаются. Теперь самым страшным является не получить против себя коалицию враждебных государств, а самоизоляция и выпадение из международной экономической системы. Продолжающаяся урбанизация и концентрация экономических и людских ресурсов в городах делает их всё более важными экономическими игроками на международной арене. Рост экономической мощи всегда приводит к появлению политических запросов, и возможно уже скоро на карте мира буде не пара сотен государств, а тысяча – другая вольных городов, организованных во всякие торговые лиги и промышленные союзы. Со свободным перемещением людей, идей и ресурсов между ними.
Да это ещё не свершившийся факт, но уже ясно заметные тенденции. Конечно, старые государственные образования и тем более бенефициары этого строя не собираются сдавать свои позиции без боя, но это борьба против часовой стрелки, а значит, как учит нас история – борьба, обреченная на поражение. Главное, чтобы умирающая система национальных государств на последок не организовала то, что она умеет лучше всего – глобальную войну, в которой не будет не победителей не побеждённых. Каждому человеку на планете стоит понять – его противник не сосед, другой веры или цвета кожи, а собственное правительство и религиозные лидеры, внушающие ненависть ко всему, что находится за пределами их влияния и понимания.