Найти тему
Cinematica

Истерны: вестерны по-нашему

Истерн - жанр приключенческого кино, названный по аналогии с вестерном, действие которого происходит на юге страны — чаще всего в Средней Азии или на Кавказе во времена Гражданской войны. По сути, истерн является советской адаптацией вестернов со всеми их особенностями и клише. Это легкий жанр, в котором обязательно должны присутствовать пустыни/степи, кони, погони, «хорошие» и «плохие» герои (бандформирования, вроде басмачей), перестрелки и т.д.

Приводим несколько наиболее известных истернов.

Тринадцать, 1936

Этот фильм является римейком американской картины «Потерянный патруль» (которая, в свою очередь, была переделкой британской одноименной ленты). По сюжету десять демобилизованных красноармейцев и трое «гражданских» сталкиваются с басмачами при обороне колодца посреди пустыни.

Белое солнце пустыни, 1969

-2

Данная картина является истерном в чистом виде, ровно таким, каким и должен быть фильм в рассматриваемом жанре. И это неудивительно, ведь создатели изначально хотели снимать именно вестерн.

Кстати, автором знаменитых писем Сухова Катерине Матвеевне был Марк Захаров, скончавшийся пару дней тому назад.

Неуловимые мстители, 1966

-3

Один из двух, наряду с «Белым солнцем», самых удачных истернов: динамичный, запоминающийся, разобранный на цитаты. Сюда же можно добавить и «Новые приключения неуловимых» (1968)-редкий пример сиквела, который развивает оригинал, добавляя в него новые элементы, вроде шпионской линии. А вот, третья часть, «Корона Российской Империи», черты истерна уже потеряла и не может быть отнесена к этому жанру.

Седьмая пуля, 1972

-4

Действие этого истерна происходит в узбекских степях, в которых вступает в отчаянный бой с бандой басмачей командир отряда милиции Максумов. «Седьмая пуля», по сравнению с теми же "мстителями", фильм более серьезный и глубокий, персонажи здесь тщательно психологически проработаны, да и комедийной составляющей почти нет.

А еще это первый крупный фильм для, пожалуй, самого известного советского каратиста актера Талгата Нигматулина

Шестой, 1981

-5

В небольшой городок прибывает новый начальник милиции. Пятерых его предшественников убили местные бандиты, с которыми и ему теперь предстоит смертельный бой

Этот фильм - одно из наиболее ярких сочетаний жанровых традиций западных вестернов и клише советской мифологии. Для внимательного зрителя «Шестой» может вызвать ассоциации с такими классическими лентами как «Дилижанс», «Великолепная семёрка» или «Ровно в полдень».