Истерн - жанр приключенческого кино, названный по аналогии с вестерном, действие которого происходит на юге страны — чаще всего в Средней Азии или на Кавказе во времена Гражданской войны. По сути, истерн является советской адаптацией вестернов со всеми их особенностями и клише. Это легкий жанр, в котором обязательно должны присутствовать пустыни/степи, кони, погони, «хорошие» и «плохие» герои (бандформирования, вроде басмачей), перестрелки и т.д.
Приводим несколько наиболее известных истернов.
Тринадцать, 1936
Этот фильм является римейком американской картины «Потерянный патруль» (которая, в свою очередь, была переделкой британской одноименной ленты). По сюжету десять демобилизованных красноармейцев и трое «гражданских» сталкиваются с басмачами при обороне колодца посреди пустыни.
Белое солнце пустыни, 1969
Данная картина является истерном в чистом виде, ровно таким, каким и должен быть фильм в рассматриваемом жанре. И это неудивительно, ведь создатели изначально хотели снимать именно вестерн.
Кстати, автором знаменитых писем Сухова Катерине Матвеевне был Марк Захаров, скончавшийся пару дней тому назад.
Неуловимые мстители, 1966
Один из двух, наряду с «Белым солнцем», самых удачных истернов: динамичный, запоминающийся, разобранный на цитаты. Сюда же можно добавить и «Новые приключения неуловимых» (1968)-редкий пример сиквела, который развивает оригинал, добавляя в него новые элементы, вроде шпионской линии. А вот, третья часть, «Корона Российской Империи», черты истерна уже потеряла и не может быть отнесена к этому жанру.
Седьмая пуля, 1972
Действие этого истерна происходит в узбекских степях, в которых вступает в отчаянный бой с бандой басмачей командир отряда милиции Максумов. «Седьмая пуля», по сравнению с теми же "мстителями", фильм более серьезный и глубокий, персонажи здесь тщательно психологически проработаны, да и комедийной составляющей почти нет.
А еще это первый крупный фильм для, пожалуй, самого известного советского каратиста актера Талгата Нигматулина
Шестой, 1981
В небольшой городок прибывает новый начальник милиции. Пятерых его предшественников убили местные бандиты, с которыми и ему теперь предстоит смертельный бой
Этот фильм - одно из наиболее ярких сочетаний жанровых традиций западных вестернов и клише советской мифологии. Для внимательного зрителя «Шестой» может вызвать ассоциации с такими классическими лентами как «Дилижанс», «Великолепная семёрка» или «Ровно в полдень».