Очень часто коллеги пишут в личные сообщения рассказать о личном опыте при чем негативном в работе с детками в нарушении развития. А то я пишу только истории успеха.
Не знаю, я любой опыт считаю положительным, он всегда меня чему- то учит
Но приходит на ум одна история
Я только год работала после университета и ко мне на занятия ходил парень 17 лет ( с умеренной умственной отсталостью и приступами агрессии). Я если честно забыла уже как его зовут, но очень помню ситуацию.
Сначала опишу молодого человека
Он очень прикольный, говорит речевыми штампами и его речь чем- то напоминает речь пожилого человека после инсульта. Ростом он метр восемьдесят с хвостиком и весом 120 кг. Мне всегда казалось, что я ему примерно до коленок достаю. Такая у нас разница в росте
И так, сама ситуация: Я пришла забрать его на занятие из класса именно тогда, когда он пытался сдержать агрессию ( если бы у меня было больше опыта я бы не взяла ребенка в таком эмоциональном состоянии на занятие. Это не полезно ни педагогу ни ребенку. Но я взяла.)
Занятие было приготовлено как обычно и ничего нового не было,что могло бы спровоцировать приступ, но он отказался от выполнения задания, а я по своей глупости, надавила на выполнение и получила, то что получила.
Он опрокинул стол, сорвал лампу над зеркалом и жалюзи. И остановил свой кулак от моего лба на пару миллиметров( если бы он захотел ударить я бы точно была в реанимации. Силу он не контролирует). Но он хотел напугать.
Я в тот момент поступила единственно правильным образом, чтобы не спровоцировать, но и не позволить повторить что-то подобное в дальнейшем
Я осталась сидеть на том же месте, спокойно посмотрела на него и строгим голосом, сказала продолжить выполнять задание. Я не дала никакой реакции этой ситуации, отвела занятие. И спокойно проговорила какого поведения я жду от него на занятии.В конце сказала,чтобы он вернул лампу и жалюзи на место и отвела в класс
И он больше никогда не позволил себе ничего подобного, хотя похожих ситуаций было предостаточно
Чему меня научила эта история?
1. Чтобы не подкрепить нежелательное поведение у ребенка, нельзя давать никакую реакцию ( как я называю это покерфейс)
2. Все ситуации педагог должен просчитывать наперед, я видела в каком состоянии я беру ребенка на занятие.
3. Нельзя давать оценку действиям ребенка, даже постфактум.
4. Знать каждого ребенка как свои пять пальцев и принимать все его особенности трезво и знать как помочь
Рекомендую к прочтению Эхолалия — это интересное явление, которое часто неверно понимают