Родителям малышей 2-3 лет очень тяжело приходится, ведь это период активного проявления детских истерик. Но, поверьте, вашему ребёнку приходится гораздо сложнее, ведь он не обладает тем опытом, который есть у вас и ещё не умеет справляться с эмоциями. А кто же его может этому научить если не любящие родители?
Нужно понимать, что такое поведение для ребёнка является абсолютно нормальным, так происходит у всех, это особенность возраста. Так дети формируют свою идентичность, противопоставляя себя другим и отстаивая своё мнение. И то, что вам тяжело это переносить и вы готовы лезть на стенку — это тоже нормально. О родительском ресурсе будет отдельная статья, но уже признание того что вы имеете право на раздражение, способно помочь успокоиться. А успокоиться нужно обязательно, в ином состоянии ребёнку не помочь. А ведь именно малышу требуется помощь.
Спусковой крючок
Поводом для истерики может послужить любая мелочь. Моя дочка, просматривая свои фотографии, вспомнила про кружевную шапочку от солнца и захотела её надеть. Все объяснения что она мала и давно убрана только подлили масло в огонь уже начинающегося пожара. Никакие методы отвлечения не работали. Я решила что лучшим выходом будет шапочку достать, чтобы она убедилась, что та ей мала. Увы, после нескольких неудачных попыток натянуть шапку, дочь расстраивалась всё сильнее и не было видно конца слезам. Тогда я стала судорожно искать в своей голове информацию, усвоенную из книг и видео, которая могла пригодиться в данной ситуации.
Шаг 1. Успокоиться
В такой момент жизненно важно вспомнить, кто тут ребёнок. Сдержите сиюминутную реакцию раздражения, сделайте глубокий вдох. Если сложно, сделайте паузу: психологи рекомендуют на 40 секунд поднять глаза к потолку и так постоять.
Шаг 2. Признать чувства ребёнка
«Ты очень хотела бы надеть эту шапочку и очень расстроена что она мала» — говорю я и глажу дочь по спинке. Есть волшебное место между лопатками, куда нужно положить ладонь, иногда этого бывает достаточно, чтобы успокоить плачущую детку. Но сейчас дочь извивается и кричит «Надеть!».
Шаг 3. Подарить желаемое в фантазии
«Вот бы я была волшебницей, я бы взмахнула палочкой и шапочка бы увеличилась и мы смогли бы её надеть» — говорю я и жду что плач сменится всхлипами, но крик продолжается. Я не отступаю: «Давай представим что котик это ты и наденем ему шапочку», но сегодня и этот приём не работает.
Шаг 4. Импровизирую
Кажется я начинаю сдаваться, но тут появляется идея. «Когда ты носила эту шапочку, ты ещё не умела разговаривать, твоя головка была такая маленькая, что в неё не помещались слова, а теперь вот как выросла и в неё помещается много-много слов. Это же здорово правда?» О чудо, плач вдруг стих и блестящие глаза уже мне улыбаются и дочь говорит «Правда!».
Шаг 5. Закрепляем результат
На стадии успокоения я решаю обратить пережитый опыт на пользу, проговорить, объяснить, обобщить. Я рассказываю как бывает обидно когда мы больше не можем носить любимые вещи, что и другие люди тоже могут огорчаться по этому поводу. И то, что вещи — не главное, их можно поменять. А важно то чему мы научились, как изменились, выросли и что всё к лучшему.
Надеюсь мой опыт кому-нибудь пригодится!
Что делать, если ребёнок не хочет чистить зубы?